Сюжет: программист-затворник узнаёт, что мир в котором он живёт, на самом деле компьютерная симуляция.
О фильме: «Матрица» как и многие культовые фильмы никогда не был чем-то приметным. Он пролежал на жестком диске Вачовски около 10 лет, прежде чем студия дала ему шанс, и это потому, что Warner Brothers действительно не знали, что они делают. Если бы они понимали, насколько амбициозны планы Вачовски, они, вероятно, не дали бы фильму зелёный свет.
На самом деле, никто не знал, потому что на тот момент у Вачовски, была единственная режиссёрская работа — нуар-фильм с горячей лесбийской сценой внутри. Но в ожидании есть своя красота. Видите ли, за это время Вачовски получали обратную связь по своему сценарию и отточили его до классики, которой он стал сегодня.
Никогда не стоит недооценивать важность времени. Посмотрите на продолжение фильма — Matrix Reloaded или Matrix Revolutions. Каждое из них небрежно и резко переписано. Каждый стал продуктом того, что у авторов не было времени, чтобы обрезать и подтянуть историю, как это было в оригинальном сценарии.
Нео не имеет цели в “Матрице” почти до конца фильма (затем ему нужно спасти Морфеуса). Если ни у кого нет цели, то никто и не переживает за героев. Можете писать что угодно, но никто не подключится.
Поэтому Вачовски ставят перед своим антагонистом, агентом Смитом, большую цель — он должен получить от Морфиуса коды мэйнфреймов, чтобы уничтожить Зион (последний человеческий город). Именно эта цель определяет первые две трети истории.
СОВЕТ №2 — НЕ ДАЙТЕ ЧИТАТЕЛЮ ЗАСКУЧАТЬ ПОСЛЕ ОТКРЫВАЮЩЕЙ СЦЕНЫ
Я прочитал тонну сценариев, в которых есть потрясающая вступительная сцена, как в Матрице. Однако, как только первая сцена заканчивается, герой начинает бродить без дела, и сценарий в течение десяти следующих страниц уже превращается в беспорядок. По правде говоря, крутая вступительная сцена — одна из самых простых для написания. Просто напишите что-нибудь классное! Но после этого вы должны продолжать свою историю, и именно там ломаются много авторов. Как избежать падения?
Не сбавляйте скорости. После потрясающей начальной сцены Нео получает сообщение от Тринити на своём компьютере. После этого он следует за тусовщиками в клуб, где лично встречается с Тринити, и она дразнит его матрицей.
На следующий день он получает выговор от босса, а затем телефонный звонок вынуждает его бежать, чтобы спасти свою жизнь. Другими словами, вместо пяти медленных сцен, вводящих нас в скучный мир Нео, мы получаем пять сцен, которые втягивают нас в историю!
СОВЕТ №3 — «РЕЗЮМЕ МОМЕНТ»
Самые быстрый способ передать предысторию героя — сделать это через “резюме”. Создайте ситуацию, когда кто-то из героев читает список из достижений вашего героя из резюме. Это здорово, если вы хотите, чтобы зрители знали, что ваш герой учился в Стэнфорде или был морским котиком.
«Момент резюме» в Матрице наступает, когда агент Смит допрашивает Нео и читает из его досье: «похоже, вы прожили две жизни. В одной жизни вы — Томас Андерсон, автор программ для респектабельной it-компании. У вас есть номер социального страхования, вы платите налоги и помогаете своей хозяйке выносить мусор…другая жизнь проходит в компьютере, где вы ходите под хакерским псевдонимом Нео и виновны практически во всех компьютерных преступлениях, для которых у нас есть закон».
Это простое маленькое устройство, которое поможет передать много информации о вашем персонаже за короткий промежуток времени.
СОВЕТ №4 — ПОКАЗЫВАЙ, А НЕ РАССКАЗЫВАЙ
“Матрица” проявляется во всей красе, когда дело доходит до визуального языка. Морфеус не говорит Нео о Матрице, он подключает его к ней и показывает ему. Морфеус не рассказывает Нео, как пользоваться матрицей, он выкидывает его на крышу здания и говорит прыгать на соседнюю крышу.
Особенно, в научной фантастике, убедитесь, что вы показываете нам свой мир, а не рассказываете о нём.
СОВЕТ №5 — СРОЧНОСТЬ
Матрица тратит первую половину своего сценария на настройку и раскрытие тайны: что такое Матрица? Мы получаем всплески срочности через агентов, преследующих Нео. Во второй половине, однако, начинается настоящая срочность: Смит похищает Морфеуса, и Нео и Тринити должны войти в матрицу, чтобы спасти его, прежде чем он будет убит (или прежде, чем он передаст коды мэйнфреймов Зиона).
Уроки сценарного мастерства из «Матрицы»
СОВЕТ №6 — Сай-фай в первую очередь о персонажах, а лишь потом о научной составляющей
Научная фантастика — это гигантская ловушка, в которую часто попадают молодые авторы. Они думают, что научная фантастика — это космические корабли, оружие, антигравитационные города, роботы и сражения. Этот материал важен, но он бледнеет в сравнении с развитием героев.
Сцены в Матрице тщательно подобраны, но я не знаю никого, кто любил бы сцены погони в Матрице больше, чем бой Нео и Смита в метро. Вачовски убедились, что мы заботимся о персонажах, прежде чем столкнули их.
СОВЕТ №7 — НАПИШИТЕ СЦЕНЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРОИСХОДИТЬ ТОЛЬКО В ВАШЕМ САЙ-ФАЙ МИРЕ
Большая проблема, которую я вижу в научно-фантастических сценариях, заключается в том, что авторы пишут сцены и не используют уникальный мир, который они создали. Например, кто-то поставит свой сценарий в 2340 год и напишет заурядную перестрелку на складе.
Зачем писать научно-фантастический сценарий, если вы не собираетесь развлекать в своём мире? Посмотрите, как Нео и Тринити бросают вызов гравитации, когда они тщательно расстреливают группу охранников в вестибюле здания. Это использование вашего уникального мира.
СОВЕТ №8 — ТОЧКА МИДПОИНТА
В Матрице — мидпоинт наступает когда Нео идет к оракулу и ему говорят, что он не “тот самый”. Это точка заставляет нас переоценить всё, что мы знаем. Если он не “тот самый” — тогда что же происходит сейчас? Если наш герой на самом деле не наш герой, то каков план? Это переводит фильм на другой путь, то что и должна делать хорошая середина.
СОВЕТ №9 — МОРКОВКА НА ВЕРЁВКЕ
«Морковка на верёвке» отличный способ удерживать внимание зрителя. Большинство «морковок» — это вопросы. Например, «морковка» в первом акте звучит так: “что такое Матрица? — Мы должны это узнать! Как только мы попадаем в матрицу, мы слышим Оракула. Кто она такая? — мы спрашиваем. Мы должны знать! Кроме того, Тринити продолжает говорить Нео, что она должна ему что-то сказать. Ещё одна «морковка». Что она должна ему сказать??? Всегда старайтесь свесить несколько «морковок». Если их нет, то почему читатель должен продолжать читать?
СОВЕТ №10 — ДОБАВЬТЕ ГЛУБИНУ В ВАШИ ЭКШН-СЦЕНЫ
Большинство сцен, что я читал довольно скучные. Стрельба из пушек, мчащиеся машины, преследующие вертолёты. Всё это довольно бессмысленно и пусто, каким бы причудливым ни было описание автора. Для того, чтобы зритель подключался, используйте свои экшн-сцены, чтобы бросить вызов фатальному недостатку вашего героя. Таким образом, речь идёт не только об экшне, но и о том, как герой преодолевает и переживает сложные для него ситуации.
Возьмём, к примеру, сцену драки в метро между Нео и агентом Смитом. Если бы это была просто драка, это было бы весело, но в конечном счете пусто. Сцена сияет, потому что это больше о том, как Нео предпринимает шаги, чтобы преодолеть свой недостаток (вера в себя). Вот что делает эту сцену такой классной. Нео мог бы убежать, но он «обретает веру».
СОВЕТ №11 — ИЗБЕГАЙТЕ ПЕРВОГО ПОЦЕЛУЯ (ИЛИ ЛЮБОВНОЙ СЦЕНЫ) КАК МОЖНО ДОЛЬШЕ
Обычно, как только ваша пара поцелуется (или займется любовью), всё сексуальное напряжение между ними испаряется. Другими словами, их сцены становятся скучными. Пары, держащиеся порознь, всегда более интересны, чем пары, счастливые вместе. Не верите?
Сравните Нео и Тринити в “Матрице” и Нео и Тринити в “Матрице: Перезагрузка”. В “Матрице” их отношения наэлектризованы и непредсказуемы. В “Матрице: Перезагрузка”, они очевидны, скучны и раздражают.
Это потому, что авторы сразу сблизили их! Они целовались. Они любили друг друга. Кого это теперь волнует? Держите своих персонажей подальше от первых поцелуев как можно дольше!
СОВЕТ №12 — ДРАМАТИЧЕСКАЯ ИРОНИЯ
Прямо перед тем, как Нео приходит к Оракулу, мы получаем сцену, где агент Смит заключает сделку, чтобы отправить Сайфера обратно в забвение матрицы, если он предаст своих приятелей. Таким образом, во время последовательности Оракула мы знаем о том, что ни один из других героев не догадывается, что Сайфер планирует обмануть их. Обратите внимание, насколько убедительной становится сцена в результате. Мы знаем, что грядёт что-то плохое, но не можем предупредить наших героев.
Примерный пересказ из книги «Scriptshadow Secrets (500 Screenwriting Secrets Hidden Inside 50 Great Movies) by Carson Reeves
Уроки сценарного мастерства из «Матрицы»
Авторы сценария: дуэт Вачовски
Читать сценарий Матрица
Сюжет: программист-затворник узнаёт, что мир в котором он живёт, на самом деле компьютерная симуляция.
О фильме: «Матрица» как и многие культовые фильмы никогда не был чем-то приметным. Он пролежал на жестком диске Вачовски около 10 лет, прежде чем студия дала ему шанс, и это потому, что Warner Brothers действительно не знали, что они делают. Если бы они понимали, насколько амбициозны планы Вачовски, они, вероятно, не дали бы фильму зелёный свет.
На самом деле, никто не знал, потому что на тот момент у Вачовски, была единственная режиссёрская работа — нуар-фильм с горячей лесбийской сценой внутри. Но в ожидании есть своя красота. Видите ли, за это время Вачовски получали обратную связь по своему сценарию и отточили его до классики, которой он стал сегодня.
Никогда не стоит недооценивать важность времени. Посмотрите на продолжение фильма — Matrix Reloaded или Matrix Revolutions. Каждое из них небрежно и резко переписано. Каждый стал продуктом того, что у авторов не было времени, чтобы обрезать и подтянуть историю, как это было в оригинальном сценарии.
СОВЕТ №1 — ДАЙТЕ АНТАГОНИСТУ ЦЕЛЬ
Haval Москва - хавал джолион 2024 купить. Подробная информация success day у нас на сайте.
Нео не имеет цели в “Матрице” почти до конца фильма (затем ему нужно спасти Морфеуса). Если ни у кого нет цели, то никто и не переживает за героев. Можете писать что угодно, но никто не подключится.
Поэтому Вачовски ставят перед своим антагонистом, агентом Смитом, большую цель — он должен получить от Морфиуса коды мэйнфреймов, чтобы уничтожить Зион (последний человеческий город). Именно эта цель определяет первые две трети истории.
СОВЕТ №2 — НЕ ДАЙТЕ ЧИТАТЕЛЮ ЗАСКУЧАТЬ ПОСЛЕ ОТКРЫВАЮЩЕЙ СЦЕНЫ
Я прочитал тонну сценариев, в которых есть потрясающая вступительная сцена, как в Матрице. Однако, как только первая сцена заканчивается, герой начинает бродить без дела, и сценарий в течение десяти следующих страниц уже превращается в беспорядок. По правде говоря, крутая вступительная сцена — одна из самых простых для написания. Просто напишите что-нибудь классное! Но после этого вы должны продолжать свою историю, и именно там ломаются много авторов. Как избежать падения?
Не сбавляйте скорости. После потрясающей начальной сцены Нео получает сообщение от Тринити на своём компьютере. После этого он следует за тусовщиками в клуб, где лично встречается с Тринити, и она дразнит его матрицей.
На следующий день он получает выговор от босса, а затем телефонный звонок вынуждает его бежать, чтобы спасти свою жизнь. Другими словами, вместо пяти медленных сцен, вводящих нас в скучный мир Нео, мы получаем пять сцен, которые втягивают нас в историю!
СОВЕТ №3 — «РЕЗЮМЕ МОМЕНТ»
Самые быстрый способ передать предысторию героя — сделать это через “резюме”. Создайте ситуацию, когда кто-то из героев читает список из достижений вашего героя из резюме. Это здорово, если вы хотите, чтобы зрители знали, что ваш герой учился в Стэнфорде или был морским котиком.
«Момент резюме» в Матрице наступает, когда агент Смит допрашивает Нео и читает из его досье: «похоже, вы прожили две жизни. В одной жизни вы — Томас Андерсон, автор программ для респектабельной it-компании. У вас есть номер социального страхования, вы платите налоги и помогаете своей хозяйке выносить мусор…другая жизнь проходит в компьютере, где вы ходите под хакерским псевдонимом Нео и виновны практически во всех компьютерных преступлениях, для которых у нас есть закон».
Это простое маленькое устройство, которое поможет передать много информации о вашем персонаже за короткий промежуток времени.
СОВЕТ №4 — ПОКАЗЫВАЙ, А НЕ РАССКАЗЫВАЙ
“Матрица” проявляется во всей красе, когда дело доходит до визуального языка. Морфеус не говорит Нео о Матрице, он подключает его к ней и показывает ему. Морфеус не рассказывает Нео, как пользоваться матрицей, он выкидывает его на крышу здания и говорит прыгать на соседнюю крышу.
Особенно, в научной фантастике, убедитесь, что вы показываете нам свой мир, а не рассказываете о нём.
СОВЕТ №5 — СРОЧНОСТЬ
Матрица тратит первую половину своего сценария на настройку и раскрытие тайны: что такое Матрица? Мы получаем всплески срочности через агентов, преследующих Нео. Во второй половине, однако, начинается настоящая срочность: Смит похищает Морфеуса, и Нео и Тринити должны войти в матрицу, чтобы спасти его, прежде чем он будет убит (или прежде, чем он передаст коды мэйнфреймов Зиона).
Уроки сценарного мастерства из «Матрицы»
СОВЕТ №6 — Сай-фай в первую очередь о персонажах, а лишь потом о научной составляющей
Научная фантастика — это гигантская ловушка, в которую часто попадают молодые авторы. Они думают, что научная фантастика — это космические корабли, оружие, антигравитационные города, роботы и сражения. Этот материал важен, но он бледнеет в сравнении с развитием героев.
Сцены в Матрице тщательно подобраны, но я не знаю никого, кто любил бы сцены погони в Матрице больше, чем бой Нео и Смита в метро. Вачовски убедились, что мы заботимся о персонажах, прежде чем столкнули их.
СОВЕТ №7 — НАПИШИТЕ СЦЕНЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРОИСХОДИТЬ ТОЛЬКО В ВАШЕМ САЙ-ФАЙ МИРЕ
Большая проблема, которую я вижу в научно-фантастических сценариях, заключается в том, что авторы пишут сцены и не используют уникальный мир, который они создали. Например, кто-то поставит свой сценарий в 2340 год и напишет заурядную перестрелку на складе.
Зачем писать научно-фантастический сценарий, если вы не собираетесь развлекать в своём мире? Посмотрите, как Нео и Тринити бросают вызов гравитации, когда они тщательно расстреливают группу охранников в вестибюле здания. Это использование вашего уникального мира.
СОВЕТ №8 — ТОЧКА МИДПОИНТА
В Матрице — мидпоинт наступает когда Нео идет к оракулу и ему говорят, что он не “тот самый”. Это точка заставляет нас переоценить всё, что мы знаем. Если он не “тот самый” — тогда что же происходит сейчас? Если наш герой на самом деле не наш герой, то каков план? Это переводит фильм на другой путь, то что и должна делать хорошая середина.
СОВЕТ №9 — МОРКОВКА НА ВЕРЁВКЕ
«Морковка на верёвке» отличный способ удерживать внимание зрителя. Большинство «морковок» — это вопросы. Например, «морковка» в первом акте звучит так: “что такое Матрица? — Мы должны это узнать! Как только мы попадаем в матрицу, мы слышим Оракула. Кто она такая? — мы спрашиваем. Мы должны знать! Кроме того, Тринити продолжает говорить Нео, что она должна ему что-то сказать. Ещё одна «морковка». Что она должна ему сказать??? Всегда старайтесь свесить несколько «морковок». Если их нет, то почему читатель должен продолжать читать?
СОВЕТ №10 — ДОБАВЬТЕ ГЛУБИНУ В ВАШИ ЭКШН-СЦЕНЫ
Большинство сцен, что я читал довольно скучные. Стрельба из пушек, мчащиеся машины, преследующие вертолёты. Всё это довольно бессмысленно и пусто, каким бы причудливым ни было описание автора. Для того, чтобы зритель подключался, используйте свои экшн-сцены, чтобы бросить вызов фатальному недостатку вашего героя. Таким образом, речь идёт не только об экшне, но и о том, как герой преодолевает и переживает сложные для него ситуации.
Возьмём, к примеру, сцену драки в метро между Нео и агентом Смитом. Если бы это была просто драка, это было бы весело, но в конечном счете пусто. Сцена сияет, потому что это больше о том, как Нео предпринимает шаги, чтобы преодолеть свой недостаток (вера в себя). Вот что делает эту сцену такой классной. Нео мог бы убежать, но он «обретает веру».
СОВЕТ №11 — ИЗБЕГАЙТЕ ПЕРВОГО ПОЦЕЛУЯ (ИЛИ ЛЮБОВНОЙ СЦЕНЫ) КАК МОЖНО ДОЛЬШЕ
Обычно, как только ваша пара поцелуется (или займется любовью), всё сексуальное напряжение между ними испаряется. Другими словами, их сцены становятся скучными. Пары, держащиеся порознь, всегда более интересны, чем пары, счастливые вместе. Не верите?
Сравните Нео и Тринити в “Матрице” и Нео и Тринити в “Матрице: Перезагрузка”. В “Матрице” их отношения наэлектризованы и непредсказуемы. В “Матрице: Перезагрузка”, они очевидны, скучны и раздражают.
Это потому, что авторы сразу сблизили их! Они целовались. Они любили друг друга. Кого это теперь волнует? Держите своих персонажей подальше от первых поцелуев как можно дольше!
СОВЕТ №12 — ДРАМАТИЧЕСКАЯ ИРОНИЯ
Прямо перед тем, как Нео приходит к Оракулу, мы получаем сцену, где агент Смит заключает сделку, чтобы отправить Сайфера обратно в забвение матрицы, если он предаст своих приятелей. Таким образом, во время последовательности Оракула мы знаем о том, что ни один из других героев не догадывается, что Сайфер планирует обмануть их. Обратите внимание, насколько убедительной становится сцена в результате. Мы знаем, что грядёт что-то плохое, но не можем предупредить наших героев.
Примерный пересказ из книги «Scriptshadow Secrets (500 Screenwriting Secrets Hidden Inside 50 Great Movies) by Carson Reeves
Автор статьи: Карсон Ривз
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Похожие записи
5 способов отточить ваши описания в сценарии
Что такое описание? Это больше, чем текст между диалогом и описанием сцены. Он задаёт сцену, тон, настроение и темп вашей истории.