Комедия — самый сложный драматургический жанр. И даже если вы отлично конструируете шутки, не факт, что у вас получится перенести их в сценарий. В статье Д. Б. Джиллса — четыре правила, которые нужно учесть в самом начале работы над комедией или ситкомом.
Полное отсутствие юмора делает жизнь невозможной.
Колетт
Писать смешно — тяжело. Сценарист, который умеет шутить на бумаге, всегда обладает преимуществом перед тем, которому это кажется сложным.
Так что же делать, чтобы научиться писать комедию?
По моему опыту, писать смешные оригинальные диалоги, так же, как и импровизировать смешные, остроумные реплики, — это врожденное умение. У вас оно либо есть, либо — нет.
Жаль, что я не могу посоветовать никаких курсов, книг или мудрых слов, которые помогли бы вам раскрыть в себе супер-комика.
Мне на ум приходит только фраза Тима Аллена из одного интервью. Его спросили о чувстве юмора, а он ответил: «Быть смешным — это волшебный дар. Я не знаю, откуда он взялся, и я очень боюсь его потерять».
Откуда он взялся? Кто бы знал? Почему некоторые рождаются со способностями к легкой атлетике, а другие нет? Почему один ребенок в футбольной команде бегает лучше, чем 50 его одноклассников? Почему на 10 000 человек приходится только один Леброн Джеймс?
Первое правило комедии:
То, что вы умеете пошутить, не значит, что вы умеете смешно писать.
Смешно писать — это не то же самое, что делать или говорить смешные вещи. Многие из шутников не умеют писать смешные диалоги. Подростки, которым тяжело добиться внимания девушек своими успехами в спорте, внешним видом или умом иногда начинают говорить или вести себя по-дурацки. Но этого хватает не надолго. Парень, который может засунуть себе в ноздрю кусок пиццы, проигрывает тому, который понял, что девочкам быстро наскучивают глупости, и они предпочитают кого-то, кто может их развлечь умными шутками.
Смешно писать — это не то же самое, что делать или говорить смешные вещи. Многие из шутников не умеют писать смешные диалоги.
Этот дар пригодится ему в общении, когда он вырастет. А особенно, если он собирается быть сценаристом.
На самом деле большинство людей не умеют рассказывать шутки и истории, а особенно смешные. Они теряют фокус, комкают концовку, отвлекаются на смежные темы, забывают сказать самую важную деталь или просто начинают толочь воду в ступе. Они теряют своих слушателей. Перед сценаристом комедии стоит более сложная задача. Его будет оценивать непростая аудитория: агенты, продюсеры, редакторы — они не прощают ошибок.
Нужно заставить читателя смеяться с первой страницы — особенно важна самая первая страница — поскольку, если ему понравится, то он прочитает и вторую. И если вы продолжите смешить читателя до конца первого акта, то, скорее всего, он прочитает сценарий до конца. Конечно, если история не подкачала.
И это подводит нас к следующему правилу комедии:
Сильная история с небольшим количеством шуток предпочтительней слабой истории, в которой на каждую страницу приходится три шутки.
Многие комедии проваливаются из-за слабой, непродуманной истории. Сколько бы шуток вы не написали, если история не захватывает читателя, то вряд ли ее дочитают до конца. Да, мы смеемся над тем, что говорят и делают ваши персонажи, но мы должны болеть за них и желать им добиться цели (какой бы глупой она не была). Если цели нет, то мы не досмотрим фильм до конца, каким бы он ни был смешным.
Многие комедии проваливаются из-за слабой, непродуманной истории. Сколько бы шуток вы не написали, если история не захватывает читателя, то вряд ли ее дочитают до конца.
В бейсболе есть старая максима: «Везение лучше таланта». В случае со сценариями: «Сильная история лучше сотни шуток». Шутки всегда можно добавить. Может быть, это будете делать даже не вы. Но если вы написали классную историю, то ваши шансы заинтересовать агента или продюсера будут максимальными. А если вы написали плохую историю с большим количеством шуток на сто страниц, то сюжет довести до ума будет крайне сложно.
Третье правило комедии:
Одна голова хорошо, а две — лучше.
Предположим, что вы серьезный, надежный сценарист с четким пониманием не только трехактной, но и пяти- и семиактной структур. Вы знаете, что персонажи должны быть многоплановыми, у них должны быть внутренние и внешние конфликты и понятные мотивы.
Вы знаете 12 этапов «Пути героя» наизусть, вы прочитали все книги по сценарному мастерству, посетили все важные мастер-классы и семинары, изучали, анализировали и раскладывали на части фильмы, читали биографии сценаристов и подписаны на лучшие профессиональные журналы.
Есть только одна проблема: вы совсем не умеете писать смешные диалоги. К сожалению, все идеи, которые приходят к вам в голову, слишком серьезны и угрюмы (уже три года вы работаете над биографическим фильмом про прокаженного мальчика).
Вам нужен соавтор. Спонтанный, быстрый острослов, душа компании, взрослый клоун, который умеет писать шутки, смешные знаковые сцены и диалоги, может сыпать анекдотами 24 часа в сутки, но не смог бы придумать историю и написать сценарий, даже если бы от этого зависела его жизнь. Это идеальное сочетание талантов.
Почитайте титры ситкомов. Вы обнаружите, что на каждом сериале работает одна-две, а иногда и больше команд сценаристов. Эти команды собираются, потому что каждый из сценаристов привносит в нее свои сильные стороны.
Если вы хотите написать отвязную комедию, то ваш сценарий должен быть чертовски смешным с первой до последней страницы.
Найти соавтора нелегко. Это как выбирать себе супругу. Нужно осваиваться, привыкать друг к другу, искать подходы к работе. Но если вы найдете правильный подход к работе, то вместе можете добиться гораздо большего, чем поодиночке.
Четвертое правило комедии:
Найдите свой жанр.
Мы знаем, чего ждать от фильмов братьев Фарелли: грубого, телесного юмора в нереалистичном сюжете типа «хай-концепт». Фильмы Вуди Аллена, особенно начала и середины карьеры — это взгляд невротика на человеческие проблемы, особенно на любовь. Его поклонники понимали, что могут рассчитывать на характерные изобретательность и остроумие. Если Джуд Апатов числится среди создателей фильма, то это будет «хай-концепт» с морем шуток про секс, но в то же время очень милым подтекстом. Конечно, в некоторых типах комедий вам не нужно шутить так же отчаянно, как эти ребята.
Например, в романтических комедиях должны быть шутки, но не так много. А в комедиях «для мальчиков» шуток должно быть больше. Вспомните фильмы «Я люблю тебя, чувак», «Незваные гости», «Ананасовый экспресс».
А что на телевидении? Многие, помнится, называли «Секс в большом городе» ситкомом. Нет. Это была драма с редкими шутками. Никто не смотрел «Секс в большом городе» ради шуток. И никто не ждал, что на полнометражном фильме будет смеяться в зале два часа. Ситкомы — это «Сайнфелд», «Гриффины» или «30 ударов». То же самое с «Красавцами» (Entourage). Это ситком? Ну не совсем. Да, в каждом эпизоде есть смешные моменты, но на самом деле это драма, где шутки исходят от персонажей.
У сценаристов ситкомов есть выражение для обозначения строчек и реплик, которые не должны быть смешными: трубопровод. В этих фрагментах дается информация, важная для сюжета. В комедийных сценариях могут быть такие фрагменты, но только не много. И не на первых пятнадцати страницах. Не прекращайте смешить.
Вам нужен соавтор, который умеет писать шутки, смешные знаковые сцены и диалоги, может сыпать анекдотами 24 часа в сутки, но никогда не смог бы придумать историю и написать сценарий. Это идеальное сочетание талантов.
Если вы хотите написать отвязную комедию типа «Солдаты неудачи», «Вышибалы», «Телеведущий», «Тупой и еще тупее», то ваш сценарий должен быть чертовски смешным с первой до последней страницы.
А если вы решите написать ромком или комедию на серьезную тему, то не обязательно на каждую страницу вставлять по 6 шуток. Еще раз повторю. Сильная история важнее непрекращающихся шуток.
Ну и напоследок: можно ли человека научить писать комедии? Да. Так же, как можно научить готовить. Нужно ходить на кулинарные курсы, читать книги, смотреть телепередачи и проводить время на кухне, пробуя интересные рецепты. Через какое-то время вы сможете готовить и не стыдиться результата.
Учиться писать комедийные сценарии нужно примерно так же:
Наконец, если вы не хотите искать соавтора и при этом твердо намерились написать комедию, просто продолжайте смотреть на сцену, в которой не хватает шуток, до тех пор, пока вам в голову не придет какая-нибудь шутка. Повторите это еще раз, а потом еще и еще. Не подходите к комедии формально, помните выражение Элвина Брукса (Э.Б. Уайта): «Анализировать шутки и пытаться понять, почему они смешны, это как заниматься рассечением лягушки. Немногим это интересно, и лягушка умирает».
Британские учёные доказали, что комментарии в блогах становятся на 20% заметнее, если к ним прикреплять аватары. Туманные научные сотрудники утверждают: самый простой и удобный сервис для хранения аватаров это Давайте мы расскажим вам, как им пользоваться. Что такое Gravatar? Это бесплатная глобальная система для хранения изображений, которая используется в комментариях сотнями тысяч сайтов. «Граватаром» пользуются…
Итак сегодня поговорим о том как придумать имя герою и чтобы оно ему подошло, поехали.. Первое, на что обращают внимание редакторы при чтении вашего сценария — это имена героев. Они должны привлекать внимание и при этом не мешать восприятию сюжета. Часто авторы усложняют жизнь своему сценарию, придумывая персонажей с похожими именами. Это может сбить с…
Как вы, наверное, знаете, лучший способ овладеть творческой профессией — учиться и учиться у лучших. Своими ранними работами Пикассо во многом обязан Ван Гогу, Вуди Аллен нашел свой образ благодаря Бобу Хоупу, а Джими Хендрикс научился всему, слушая Мадди Уотерса. Начинающий сценарист так же должен постоянно читать сценарии, написанные мастерами в своем деле. Тем не…
4 правила комедии
Комедия — самый сложный драматургический жанр. И даже если вы отлично конструируете шутки, не факт, что у вас получится перенести их в сценарий. В статье Д. Б. Джиллса — четыре правила, которые нужно учесть в самом начале работы над комедией или ситкомом.
Писать смешно — тяжело. Сценарист, который умеет шутить на бумаге, всегда обладает преимуществом перед тем, которому это кажется сложным.
Так что же делать, чтобы научиться писать комедию?
По моему опыту, писать смешные оригинальные диалоги, так же, как и импровизировать смешные, остроумные реплики, — это врожденное умение. У вас оно либо есть, либо — нет.
Жаль, что я не могу посоветовать никаких курсов, книг или мудрых слов, которые помогли бы вам раскрыть в себе супер-комика.
Купить американские сигареты по пачке
Сильная история важнее непрекращающихся шуток.
Мне на ум приходит только фраза Тима Аллена из одного интервью. Его спросили о чувстве юмора, а он ответил: «Быть смешным — это волшебный дар. Я не знаю, откуда он взялся, и я очень боюсь его потерять».
Откуда он взялся? Кто бы знал? Почему некоторые рождаются со способностями к легкой атлетике, а другие нет? Почему один ребенок в футбольной команде бегает лучше, чем 50 его одноклассников? Почему на 10 000 человек приходится только один Леброн Джеймс?
Первое правило комедии:
То, что вы умеете пошутить, не значит, что вы умеете смешно писать.
Смешно писать — это не то же самое, что делать или говорить смешные вещи. Многие из шутников не умеют писать смешные диалоги. Подростки, которым тяжело добиться внимания девушек своими успехами в спорте, внешним видом или умом иногда начинают говорить или вести себя по-дурацки. Но этого хватает не надолго. Парень, который может засунуть себе в ноздрю кусок пиццы, проигрывает тому, который понял, что девочкам быстро наскучивают глупости, и они предпочитают кого-то, кто может их развлечь умными шутками.
Смешно писать — это не то же самое, что делать или говорить смешные вещи. Многие из шутников не умеют писать смешные диалоги.
Этот дар пригодится ему в общении, когда он вырастет. А особенно, если он собирается быть сценаристом.
Самый популярный cайт о моде и стиле. Самый надёжный мобильный телефон
На самом деле большинство людей не умеют рассказывать шутки и истории, а особенно смешные. Они теряют фокус, комкают концовку, отвлекаются на смежные темы, забывают сказать самую важную деталь или просто начинают толочь воду в ступе. Они теряют своих слушателей. Перед сценаристом комедии стоит более сложная задача. Его будет оценивать непростая аудитория: агенты, продюсеры, редакторы — они не прощают ошибок.
Нужно заставить читателя смеяться с первой страницы — особенно важна самая первая страница — поскольку, если ему понравится, то он прочитает и вторую. И если вы продолжите смешить читателя до конца первого акта, то, скорее всего, он прочитает сценарий до конца. Конечно, если история не подкачала.
И это подводит нас к следующему правилу комедии:
Сильная история с небольшим количеством шуток предпочтительней слабой истории, в которой на каждую страницу приходится три шутки.
Многие комедии проваливаются из-за слабой, непродуманной истории. Сколько бы шуток вы не написали, если история не захватывает читателя, то вряд ли ее дочитают до конца. Да, мы смеемся над тем, что говорят и делают ваши персонажи, но мы должны болеть за них и желать им добиться цели (какой бы глупой она не была). Если цели нет, то мы не досмотрим фильм до конца, каким бы он ни был смешным.
Многие комедии проваливаются из-за слабой, непродуманной истории. Сколько бы шуток вы не написали, если история не захватывает читателя, то вряд ли ее дочитают до конца.
В бейсболе есть старая максима: «Везение лучше таланта». В случае со сценариями: «Сильная история лучше сотни шуток». Шутки всегда можно добавить. Может быть, это будете делать даже не вы. Но если вы написали классную историю, то ваши шансы заинтересовать агента или продюсера будут максимальными. А если вы написали плохую историю с большим количеством шуток на сто страниц, то сюжет довести до ума будет крайне сложно.
Третье правило комедии:
Одна голова хорошо, а две — лучше.
Предположим, что вы серьезный, надежный сценарист с четким пониманием не только трехактной, но и пяти- и семиактной структур. Вы знаете, что персонажи должны быть многоплановыми, у них должны быть внутренние и внешние конфликты и понятные мотивы.
Вы знаете 12 этапов «Пути героя» наизусть, вы прочитали все книги по сценарному мастерству, посетили все важные мастер-классы и семинары, изучали, анализировали и раскладывали на части фильмы, читали биографии сценаристов и подписаны на лучшие профессиональные журналы.
Есть только одна проблема: вы совсем не умеете писать смешные диалоги. К сожалению, все идеи, которые приходят к вам в голову, слишком серьезны и угрюмы (уже три года вы работаете над биографическим фильмом про прокаженного мальчика).
Вам нужен соавтор. Спонтанный, быстрый острослов, душа компании, взрослый клоун, который умеет писать шутки, смешные знаковые сцены и диалоги, может сыпать анекдотами 24 часа в сутки, но не смог бы придумать историю и написать сценарий, даже если бы от этого зависела его жизнь. Это идеальное сочетание талантов.
Почитайте титры ситкомов. Вы обнаружите, что на каждом сериале работает одна-две, а иногда и больше команд сценаристов. Эти команды собираются, потому что каждый из сценаристов привносит в нее свои сильные стороны.
Маленькая кухня угловая с доставкой в Москве и области от производителя
Если вы хотите написать отвязную комедию, то ваш сценарий должен быть чертовски смешным с первой до последней страницы.
Найти соавтора нелегко. Это как выбирать себе супругу. Нужно осваиваться, привыкать друг к другу, искать подходы к работе. Но если вы найдете правильный подход к работе, то вместе можете добиться гораздо большего, чем поодиночке.
Четвертое правило комедии:
Найдите свой жанр.
Мы знаем, чего ждать от фильмов братьев Фарелли: грубого, телесного юмора в нереалистичном сюжете типа «хай-концепт». Фильмы Вуди Аллена, особенно начала и середины карьеры — это взгляд невротика на человеческие проблемы, особенно на любовь. Его поклонники понимали, что могут рассчитывать на характерные изобретательность и остроумие. Если Джуд Апатов числится среди создателей фильма, то это будет «хай-концепт» с морем шуток про секс, но в то же время очень милым подтекстом. Конечно, в некоторых типах комедий вам не нужно шутить так же отчаянно, как эти ребята.
Например, в романтических комедиях должны быть шутки, но не так много. А в комедиях «для мальчиков» шуток должно быть больше. Вспомните фильмы «Я люблю тебя, чувак», «Незваные гости», «Ананасовый экспресс».
А что на телевидении? Многие, помнится, называли «Секс в большом городе» ситкомом. Нет. Это была драма с редкими шутками. Никто не смотрел «Секс в большом городе» ради шуток. И никто не ждал, что на полнометражном фильме будет смеяться в зале два часа. Ситкомы — это «Сайнфелд», «Гриффины» или «30 ударов». То же самое с «Красавцами» (Entourage). Это ситком? Ну не совсем. Да, в каждом эпизоде есть смешные моменты, но на самом деле это драма, где шутки исходят от персонажей.
У сценаристов ситкомов есть выражение для обозначения строчек и реплик, которые не должны быть смешными: трубопровод. В этих фрагментах дается информация, важная для сюжета. В комедийных сценариях могут быть такие фрагменты, но только не много. И не на первых пятнадцати страницах. Не прекращайте смешить.
Вам нужен соавтор, который умеет писать шутки, смешные знаковые сцены и диалоги, может сыпать анекдотами 24 часа в сутки, но никогда не смог бы придумать историю и написать сценарий. Это идеальное сочетание талантов.
Если вы хотите написать отвязную комедию типа «Солдаты неудачи», «Вышибалы», «Телеведущий», «Тупой и еще тупее», то ваш сценарий должен быть чертовски смешным с первой до последней страницы.
А если вы решите написать ромком или комедию на серьезную тему, то не обязательно на каждую страницу вставлять по 6 шуток. Еще раз повторю. Сильная история важнее непрекращающихся шуток.
Ну и напоследок: можно ли человека научить писать комедии? Да. Так же, как можно научить готовить. Нужно ходить на кулинарные курсы, читать книги, смотреть телепередачи и проводить время на кухне, пробуя интересные рецепты. Через какое-то время вы сможете готовить и не стыдиться результата.
Учиться писать комедийные сценарии нужно примерно так же:
Наконец, если вы не хотите искать соавтора и при этом твердо намерились написать комедию, просто продолжайте смотреть на сцену, в которой не хватает шуток, до тех пор, пока вам в голову не придет какая-нибудь шутка. Повторите это еще раз, а потом еще и еще. Не подходите к комедии формально, помните выражение Элвина Брукса (Э.Б. Уайта): «Анализировать шутки и пытаться понять, почему они смешны, это как заниматься рассечением лягушки. Немногим это интересно, и лягушка умирает».
Как всегда — садитесь и пишите.
Похожие записи
Gravatar и аватар. Не совсем о кино
Британские учёные доказали, что комментарии в блогах становятся на 20% заметнее, если к ним прикреплять аватары. Туманные научные сотрудники утверждают: самый простой и удобный сервис для хранения аватаров это Давайте мы расскажим вам, как им пользоваться. Что такое Gravatar? Это бесплатная глобальная система для хранения изображений, которая используется в комментариях сотнями тысяч сайтов. «Граватаром» пользуются…
Как придумать герою имя
Итак сегодня поговорим о том как придумать имя герою и чтобы оно ему подошло, поехали.. Первое, на что обращают внимание редакторы при чтении вашего сценария — это имена героев. Они должны привлекать внимание и при этом не мешать восприятию сюжета. Часто авторы усложняют жизнь своему сценарию, придумывая персонажей с похожими именами. Это может сбить с…
Почему важно читать сценарии
Как вы, наверное, знаете, лучший способ овладеть творческой профессией — учиться и учиться у лучших. Своими ранними работами Пикассо во многом обязан Ван Гогу, Вуди Аллен нашел свой образ благодаря Бобу Хоупу, а Джими Хендрикс научился всему, слушая Мадди Уотерса. Начинающий сценарист так же должен постоянно читать сценарии, написанные мастерами в своем деле. Тем не…