• Пост в Google+

1. НАТ. МОСКВА. КРЕМЛЬ — ДЕНЬ

На лавочке сидят и грызут семечки мужики и бабы, дедушки и вяжущие носки бабушки, спит кот Черныш. За их спинами Кремль.
Вдруг одна Баба от скуки начинает рассказывать сказку. По Красной площади идут медведи с самоварами, заносят их в Кремль. Пляшут ряженые бабы и также вплясывают в Кремль.

БАБА
Вот те и сказки начало: кот дремал, бабка вязала. Я расстраивалась не на шутку: по Кремлю ходили мишутки, а по площади Красной бабы ряженые. Не, нам таких даром не надо! Ведь мы расстегаи растягивали, притчи, былины слагивали да песни дурные пели о том, как ёлки и ели заполонили все огороды, встали, стоят хороводом, в лес уходить не хотят.

Со всех сторон из лесов начинают разрастаться Ёлки, беря в кольцо Москву. Москва вся зарастает лесом — пройти негде.

Ряженые бабы в ужасе выбегают из Кремля и зовут кого-то, машут руками (нам не слышно — гремит зловещая музыка).

Прибегают ряженые мужики, лезут в Кремль, пытаются вытащить оттуда медведей, но неудачно: медведи их малость подрали.

Злость ряженых мужиков перекидывается на баб, мужики ругаются, ревнуя баб к медведям, пытаются баб отшлёпать — им не до леса!

БАБА
Звали мы местных ребят. Те приходили, на ели глядели, но выкорчёвывать их не хотели, а также плевались жутко, во всём обвиняли мишуток и уходили. В спины что-то мы им говорили. В ответ матерились ребята. Жизнь как жизнь, за утратой утрата. А ели росли и крепли, доросли до Москвы и влезли прямо на царский трон. Стала ель у нас царём. А как стала, издала указ. Ели идут ногами-корнями в Кремль.

В КРЕМЛЕ: Самая большая ель садится на трон, прогнав с него Медведя и забрав корону. Медведи несут Ёлкам самовары — начинают прислуживать. Один из медведей услужливо записывает приказ.

ЁЛКИ
На ёлки, ели не лазь! А кто залезет — исчезнет совсем.

Медведь бежит с приказом и рупором на Красную площадь, лезет на высокую ёлку и оглашает приказ народу. Народ от страха прячется в домах.

МЕДВЕДЬ
На ёлки, ели не лазь! А кто залезет — исчезнет совсем.

БАБА
Вот жуть то! Указ этот раздали всем от мала до велика. Вот и ходи, хихикай о том, как наши ели во Кремле засели.

Ёлки начинают наводить свои порядки: отбирают домашний скот и отдают медведям, разрушают дома. Народ вынужден обустраивать свои жилища-шалаши в кронах раскидистых сосен.

БАБА
А тем временем ёлки с подворий вытолкали тёлку, быка, свиней, козлят.

Мужики на елях спят, на хвойных кашу варят, шалаши меж веток ставят и хнычут — казаков на помощь кличут.

Народ, поселившийся в кронах сосен, машет руками и зовет кого-то на помощь.

Прибегают ряженые казаки, отбирают ряженых баб у ряженых мужиков и уводят их в неизвестном направлении.

БАБА
Казаки, казаки, казачата, смешны, озорны, патлаты прискакали до Москвы и в разгул у нас пошли: ряженых московских баб стали звать к себе в отряд.

Ряженые мужики в сердцах плюют под ноги. А мужики, живущие на соснах, в сердцах плюют на ряженых мужиков.

БАБА
Мужики, мужики, мужичишки плюнули в свои кулачишки и на Киев-град косясь, айда звать богатырят.

Ряженые мужики и мужики, живущие на соснах, дружно зовут на подмогу богатырей.

МУЖИКИ
Богатыри, богатыри, богатыречочки! Мы тут хилы, яки дряблы мужичочки. Приходите вы к нам ножками аршинными вырывайте ручоночками длинны ми эти ёлки, ели проклятущи. Пусть уж лучше трон займёт мишуще да медведица с кучей медвежат. Наши детки жить на елях не хотят!

Мимо Москвы с боёв ратных на свадьбу Алёши Поповича в Киев-град идут богатыри: Илья Муромец, Чурило Пленкович, Михаил Потык, Святогор и Микула Селянович.

БАБА
А бога-бога-богатыри как раз шли из Твери да в свой стольный Киев-град тырить там … да всё подряд!

СВЯТОГОР
Услыхали тако диво: ели стали жить спесиво! И решили посмотреть: что ещё в Кремле спереть? Развернулись и пошли бога-бога-богатыри.

МИКУЛА СЕЛЯНОВИЧ
от Твери и до Кремля один-два да три шага. Вот дошли до Москвы бога-бога-богатыри и устали — стеною ели встали.

Богатыри явно не ожидали такого засилья елей, останавливаются, чешут лбы.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Что же делать, как же быть? Надо б пилами пилить иль с корнями вырывать. Всё работать, не плевать!

ЧУРИЛО ПЛЕНКОВИЧ
Ай, чегой-то неохота. Эт рутинная работа: ни война и ни сечь. Надо б силушку беречь. Кличьте лучше мужиков, им сподручней ломать дров!

МУЖИКИ
Надо б, братцы пилы брать, не подмога эта рать. Эта рать, которой надо сто кило ещё в награду злата, серебра собрать. Не, нам столько не украсть да из царской, из казны. А ну, в свой Киев брысь, пошли!

Богатыри уходят. Ёлки, сосны вздыхают облегчённо и начинают буянить пуще прежнего: пытаются скинуть со своих верхушек шалаши, людей и детей.

Взбесившиеся от злости Мужики хватаются за пилы, топоры и идут войной на московский лес.

МУЖИКИ
Ну вот, ушли богатыри, а мы за пилы, топоры и на лес пошли войной. Что ни Ванька, то герой! Допилили до Кремля, устали. Ели, пихты стеной встали и ясно дали нам понять.

Кремль окружают стройные ряды Ёлок — войск особого назначения, они крепко держат оборону, раскидывают Мужиков в разные стороны.

ЁЛКИ
Кремлёвский лес нельзя ломать!

На подмогу Ёлкам бегут медведи и с лёгкостью закидывают Мужиков в шалаши — на верхушки сосен.

БАБА
И к этому слову-приказу мишутки из леса вылазят, и рычат на нас сердито.

МЕДВЕДИ
Наша площадь. Всё, забито! Нам ваши пилы нипочём, мужичью бока намнём!

БАБА
Итак, бока были намяты, богатырешки прокляты, и на века те ёлки, ели во Кремле нашем засели с медведями, мишутками.

МЕДВЕДЬ
А это уж не шутки вам: искать во всём виноватых и без того поломатых, простых Иванов-мужиков.

БАБА
А семечки то — чай не плов?

Баба подсыпает в руки мужикам и бабам ещё волшебных семечек. Соседи по лавке не отвечают на вопрос бабы: знай себе щёлкают и щёлкают сытные семечки!

Как ни странно, но всё это побоище ничуть не тронуло нашу лавочку с мужиками, бабами и спящим котом Чернышом. Мужики и бабы на лавочке зевают и кивают головами, соглашаясь со словами Бабы-рассказчицы. Кот просыпается и подмигивает, мол, то ли ещё будет! Из глаз кота Черныша вырываются дьявольские искры.

Лавочка отрывается от земли, переворачивается вместе с сидящими мужиками и бабами и улетает из сказки в наш мир и в наше время.

МОСКОВСКИЙ ДВОР В РЕАЛЬНОМ МИРЕ: Лавочка опускается в тихом московском дворике. Мужики и бабы, сидящие на лавке, продолжают скучно лузгать семечки, бабушки вязать, а Баба грозит мальчишке, который пытается играть в футбол там, где ездят машины. Кот Черныш поднимается на лапы, потягивается и ныряет обратно в сказку.

2. НАТ. КИЕВ. ДВОР У ТЕРЕМА КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА — ДЕНЬ

Во дворе у князя Владимира стоят накрытые яствами столы. Гудит пир горой — это свадьба Алеши Поповича и Настасьи Петровичны. Во главе стола пустой княжеский трон. За столом молодожёны, бояре да князья, все киевские богатыри в полном составе. Служки меняют блюда, скоморохи играют, пляшут и поют. Крестьяне развлекают гостей кулачными боями.

ПО ХОДУ СЦЕНАРИЯ: Когда слышится голос Бабы, то её лицо иногда мелькает в облаках могучим, эмоциональным блином.

ГОЛОС БАБЫ
Ай, перекинем мы свой взгляд да на славный Киев-град, где сказка только начинается.

БОЯРЕ
Богатырешка, значит, венчается на бабе русской: наполовину белорусской, пополам буряткой, на треть с Молдовы братской.

КУПЦЫ
Хорошая была свадьба, скажу я вам! И как бы ни чесалась вша по бородам гостей, да и у князя нашего Вована, но и тот не нашёл изъяна на том пиру почёстном.

КРЕСТЬЯНЕ
Ведь в бою потешном, перекрёстном меж брательничками богатырями складывались рядами почему-то простые крестьяне, то бишь, мы с вами. Вот так складывались мы и ложились, а потом вставали и бились за трон могучий: Ну, кто из нас, Иванов, круче?

ДЕД ПАНАС
Крутым сказался дед Панас: я два-три слова недобрых припас и на княжеский трон взобрался: как сел, так и не сдался!

Дед Панас под шумок взбирается на трон и надевает на себя княжескую шапку, висящую на спинке трона.

Из уборной выходит князь Владимир, подходит к столу, хлопает по плечу своего племянника Добрыню Никитича и указывает ему головой на свой трон, занятый дедом Панасом.

СКОМОРОХ
До самых тех пор, пока князь Вован ни вышел во двор и богатырей ни покликал.

ГОЛОС БАБЫ
Богатырешки лики еле как оторвали от браги и как вдарят с размаху! В общем, осталась от Апанасия горка дерьма.
Добрыня Никитич аккуратненько берёт за шкирку деда Панаса, вытаскивает его из трона, опускает на землю и грозит в небо голосу Бабе.
Добрыня Никитич хватает ручищами князя Владимира и сажает его на трон, потом что-то шепчет ему в ухо: видимо, про Москву, захваченную Ёлками и медведями.

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР
Тут умная мысль в голову князя пришла. Надо бы идти Московию брать, ведь куда ни глянь во дворе, везде рать!

ГОЛОС БАБЫ
Вот тут-то сказка только-только начинается. Значит, богатырешка венчается. Ай и обвенчаться не успел, ждёт Алешку нашего удел: скакать до самого севера, русичей ложить ой немерено!

Добрыня Никитич опять грозит голосу Бабы в небо. Алёша Попович поднимается с лавки, опускает буйну голову, кручинится.

АЛЁША ПОПОВИЧ
Ой намеренно на святую Русь пойдёт войско-рать ни за что помирать, ни про что погибать, в бою кости ложить да суровые: ни за рубь, ни за два, за целковые.

Скоморохи начинают играть, петь и танцевать так, как будто в последний раз в жизни. Кулачные бои крестьян тоже ужесточаются. Настасья Петровична плачет, Алёша Попович её утешает. Гости за столом стараются наесться и напиться впрок, прячут в длинные рукава дичь.

ГОЛОС БАБЫ
Только свадебка наша кончается, так и войско-рать собирается. Это войско-рать нам на пальчиках считать.

Гости бояре и купцы спешно расходятся по домам, пока их в армию не призвали. Служки сворачивают пир, уносят, столы. Богатыри по очереди выходят из-за стола и строятся в ряд, представляются зрителям. Скоморохи продолжают играть.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Илья Муромец де крестьянский сын.

ЧУРИЛО ПЛЕНКОВИЧ
Чурило Пленкович с тех краёв чи Крым.

МИХАИЛ ПОТЫК
Михаил Потык, я кочевник сам.

АЛЁША ПОПОВИЧ
Алексей сын Попов хитёр не по годам!

СВЯТОГОР
Святогор большой — богатырь-гора.

МИКУЛА СЕЛЯНОВИЧ
А Селянович Микула — оратай: плуг, поля.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
Ну и Добрыня Никитич рода княжеского.

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР
И чтоб за трон не бился, был спроважен он князем киевским да в Московию: пущай там трон берёт. Вот и пристроим его, да женим на княжне сугубо здоровой из Мордовии иль с Ростова.

Настасья Петровична вся в слезах кидается к Алеше Поповичу. Алеша Попович утешает Настасью Петровичну.

НАСТАСЬЯ ПЕТРОВИЧНА
А Настасья дочь Петровична рыдала: мужа молодого провожала Алешу свет Поповича куда-то. На погибель иль на свадьбу новую к патлатым русским непобритым мужикам, сытым, пьяным прямо в хлам!

АЛЕША ПОПОВИЧ
Алешка, тот тоже рыдает, на погибель его отправляют иль на новую, сытую свадьбу. Там, Настасьюшка, справим усадьбу и на север жить переедем. Две ж усадьбы на зависть соседям: одна в Киеве, другая в Москве!

Настасья Петровична повязывает на шею Алёши Поповича платочек ручной работы, впихивает в его суму бесконечный набор продуктов, который приносят служки. Служки также набивают съестным сумы всех богатырей.

НАСТАСЬЯ ПЕТРОВИЧНА
Хорошо. Хорошо что ты женился на мне!

Настенька сладко вздохнула. и мужу в котомку впихнула яиц штук пятьсот, кур жареных восемьсот, тыщу с лишним горбушек хлеба и то, на что вам смотреть не треба: платочек ручной работы — памятка от жены. В охотку присядет супруг, носик вытрет, супружницу вспомнит и выйдет мысль дурна да похабна.

В общем, заговорён платок был троекратно.

Князь Владимир сидит во дворе расстроенный: богатыри за то что он не дал им как следует догулять на свадьбе, в отместку забрали всё, что было съестного на его подворье и на подворьях у его крестьян. Крестьяне жутко ругаются, пытаясь отобрать своё добро. Крестьянки рыдают.

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР
По-тихому дружиннички собирались, со дворов всё, что смогли, прибрали: кур, свиней да пшена в дорогу, в общем, с каждой хаты понемногу.

КРЕСТЬЯНЕ
Крестьяне, конечно же, матерились.

МИКУЛА СЕЛЯНОВИЧ
На недоброе отношение богатыри дивились. Но ту злобу мужичью волчью терпели молча, уводя телка последнего из сарая. Что поделаешь, доля плохая у былинных детин могучих. И на обещания: «Жить будете круче!» — селяне не реагировали.

Богатыри загружают телегу провизией. Микула Селянович закрывает сундуки с провизией стопудовыми замками, садится на своего коня, держит за поводья на ту лошадь, которая везёт телегу и скачет вперёд дружины.

Богатыри седлают своих богатырских коней и с гиканьем-гаканьем выезжают Московию брать.

3. НАТ. ЛЕСНАЯ ДОРОГА — ДЕНЬ

Богатыри едут по лесной дороге. Микула Селянович далеко впереди всех.

МИХАИЛ ПОТЫК
Вздохнули богатыри и двинули на севера холодные. Одно радовало, шли не голодные.

МИКУЛА СЕЛЯНОВИЧ
Хорошо ли, худо шли — расскажем далее. Марш-бросок вроде не до Израиля, но всё же, прокорми-ка эти рожи! Поэтому Микула Селянович, наш аграрий, по харе каждому вдарил. И на котомки богатырские навесил стопудовые замочки, а с вином бочки за пазуху смело засунул.

СВЯТОГОР
И вперед дружинушки двинул. Нет, Микулушка, конечно, не тиран: ежедневно к обеду был пьян и спал под берёзкою крепко.

МИХАИЛ ПОТЫК
А его дружина обедала, так как ключик легко доставался.

АЛЕША ПОПОВИЧ
А как Селянович просыпался, так всё начинал сначала.

Богатыри настигают Микулу Селяновича, а тот уже нажрался и спит. Богатыри тоже устраивают привал. Михаил потык аккуратненько достаёт ключ из-за пазухи Микулы Селяновича, открывает сундуки и вся дружина обедает.

Микула Селянович просыпается, возмущённо закрывает провизию на замки и снова скачет вперёд. Богатыри пожимают плечами.

МИКУЛА СЕЛЯНОВИЧ
Замочки пудовые закрывал он, с вином бочки кидал за пазуху и вперёд ускакивал, на милю вперёд бежал. «Ай, могол там не скакал?» — бачил.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
Богатыри судачат: Вроде Муромец Илья воеводой был всегда.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
История — дело тонкое. Сегодня ты на коне, а завтра звонкие кандалы на ноженьках, цепи.

ЧУРИЛО ПЛЕНКОВИЧ
Держись поэтому крепко за уздечку, степной богатырь, поезжай позади да смотри: не бегут ли за вами черти бедовестники — вестники смерти.

Богатыри чертыхнувшись и перекрестясь, заваливаются поспать часок-другой.
Богатыри снова едут по лесной дороге, пытаясь догнать Микулу Селяновича. Навстречу богатырям выходит Чёрт.

ГОЛОС БАБЫ
Долго ли, коротко шла рать — нам неинтересно. Но вдруг выходит из леса, из самой глубокой чащи чёрт и глаза таращит.

ЧЁРТ
Вы куда это, витязи ратные? На вас копья, мечи булатные, да кобылы под вами устали. Отдохнуть не желаете?

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Да, да, притомились, наверно. Где тут, чертишка, таверна?

ЧЁРТ
Дык поблизости есть избушка на курьих ножках, в ней дева (старушка) пирогами всех угощает да наливает заморского чаю, а после печку по чёрному топит и в баньке парит приблудных (мочит).

АЛЕША ПОПОВИЧ
Раззявили рты служивые. Тормози, Микула, дружину! Орут Селяновичу с эхом. Утомились братья твои, приехали.

Богатыри кричат Микуле Селяновичу, тот их слышит. Все богатыри едут искать избушку бабы Яги.

МИКУЛА СЕЛЯНОВИЧ
Что поделаешь, с солдатнёю спорить опасно: на кол посадят, съедят припасы.
И развернул воевода процессию к лесу в поисках бабьего интересу.
Подъезжаем к избе, заходим.

4. ИНТ. ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ — ВЕЧЕР

Богатыри стучатся в избушку на курьих ножках. Баба Яга отворяет двери, он она предстаёт не в образе старухи, а румяной молодой девкой.
Яга приглашает богатырей в дом, и смущаясь, начинает накрывать стол разносолами и что-то напевает напевает: похоже, на песню-порчу, но слышны лишь обрывки фраз.

БАБА ЯГА
Там баба-краса не ходит, а лебёдушкой между столов летает, чай заморский разливает в чаши аршинные, песни поёт былинные. А на скатертях яств горами: капусты квашеной с пирогами навалено до потолочка.

МИКУЛА СЕЛЯНОВИЧ
Как звать-величать тебя, дочка?

БАБА ЯГА
Девица-краса краснеет да так, что не разумеет имени своего очень долго. Кажись, меня кличут Ольгой.

АЛЕША ПОПОВИЧ
Ну, Олюшка, наливай нам свой заморский чай!

ЧУРИЛО ПЛЕНКОВИЧ
Выпили богатыри, раскраснелись.

Добрыня Никитич выглядывает в окно, там топится баня.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
Глядь во двор, там банька алеет.

БАБА ЯГА
истоплена дюже жарко — дров бабе Яге не жалко!

ГОЛОС БАБЫ
Не жалко ей и самовару, мужланам зелье своё подливает да приговаривает.

БАБА ЯГА
Кипи, бурли моё варево; плохая жизнь, как ярмо, пора бы бросить её; хорошая жизнь, как марево; был богатырь, уварим его!

ЧУРИЛО ПЛЕНКОВИЧ
Воины пили чай и хмелели.

Михаил Потык прислушивается к песне бабы Яги, хмурится и выливает чай из трав к себе в рукав.

МИХАИЛ ПОТЫК
Лишь Потык, прислушался он к напеву, бровь суровую нахмурил, в ус мужицкий дунул, усмехнулся междометием, насупился столетием и подумал о чём-то своём — мы не узнаем о том. А посему «сын полей» не пил, пригублял да в рукав отравушку выливал.

БАБА ЯГА
А баба Яга, то бишь Олюшка, как боярыня, ведёт бровушкой, глазками лукавыми подмигивает, ласковым соловушкой пиликает речи свои сладкие.

АЛЕША ПОПОВИЧ
А брательнички падкие на бабью ворожбу, рты раззявили, ржут!

В ОПОЧИВАЛЬНЕ: Алеша Попович встаёт и ведёт бабу Ягу в опочивальню. Там он лапает Ягу, норовит её поцеловать, но у него губы жирные от еды, Яга морщится. Алёша срывает с могучей шеи платок, подаренный Настасьей Петровичной, вытирает губы… и тут мир перевернулся: у бабы Яги то вымя вырастет, то хвост, то рога, а то и вовсе она ему старухой древней привидится.

АЛЁША ПОПОВИЧ
А Алеша Попович хочет Ольгу до колик: норовит идти в опочивальню, губки жирные вытирает платочком вышиванным, супругой в дорогу данным.

ГОЛОС БАБЫ
Только губы свои вытер, так в деве красной заметил на лице глубокие морщины, глаз косой, беззубый рот и вымя. В обморок упал, лежит, молчит. А гульбище’ богатырское гудит!

Алёша Попович смотрит на Ягу косым взглядом, пугается, падает на кровать и спит. Баба Яга снимает обручальное кольцо с пальца Алёши и прячет его в свой кармашек.

В СТОЛОВОЙ: Богатыри едят, пьют, поют песни.

ЧУРИЛО ПЛЕНКОВИЧ
Если есть богатырь, будет драка; если есть на свете честь, то её сваха в кулачных боях похмельных да в сценах сладких, постельных. Народится сынок — богатырчик тебе вот! А коль снова девка, значит, все на спевку. Гой еси, гой еси, ходят бабы, мужики по дорогам, по дворам сыты, пьяные в хлам! Если есть богатырь — будет драка; если есть на свете честь, то её плаха навсегда на планете застрянет: не хотели мы петь, но тянет!

БАБА ЯГА
Пели воины такую песню, и жизнь казалась им неинтересной. Из-за стола поднимается Святогор, а за ним поднялся Илья Муромец.

СВЯТОГОР
Тут встал Святогор и сказал как будто с гор. Была бы баллада, но как-то не надо; была бы идея, да брага поспела. Выходи-ка, Илья, дратися, коли делать больше нечега!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
И поднялся Илья Муромец да закричал, как будто с Мурома. Гой еси, добры молодцы! Да не перевелись богатыри на земле чёрныя пока что. А кто не битися-махатися, тот под столом валятися!

ГОЛОС БАБЫ
(ехидно)
И пошёл на Святогора в бой кулачный.

На небе появляется лицо Бога, пытается оттолкнуть лицо Бабы, лезет в окошко избушки бабы Яги и обращается с горечью Святогору и Илье Муромцу.

ГОЛОС БОГА
Что же делаешь ты, мальчик!

ГОЛОС БАБЫ
С неба, вроде бы, всплакнули боги.

ГОЛОС БОГА
Ты пошто полез на сына бога Рода да на родного брата Сварога. Но куда тебе, прыщу, завалить вон ту гору?

Илья Муромец берёт дубину, которую ему заботливо подносит баба Яга, и бьёт ею по ногам Святогора. Святогор падает.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Но богатырь Илюша Муромец, то ли от ума, а толь от тупости, взял лежащую рядом дубину и по ноженькам святогоровым двинул.

СВЯТОГОР
Сразу подкосился богатырь-гора, из-под его ног ушла черна земля.

БАБА ЯГА
И упал богатырь, и не встал богатырь.

Баба Яга окутывает хату паром из варева и все богатыри с храпом засыпают. Баба Яга выбегает во двор, несётся к бане и подкидывает в печь дрова.

БАБА ЯГА
Гори, гори, моя печка, всё сожги, оставь лишь колечко обручальное с пальца Алешки. Мужики, мужики, мужичочки медовухой заткнули дышло, вот дух богатырский и вышел из храброй дружины. Эх, дураки былинные развалились и лежат, в ладоши хлопать не хотят.

Михаил Потык пытается встать в избе, но не может.

МИХАИЛ ПОТЫК
Лежит и Михайло Потык, но глаз у меня приоткрыт, да думу думат голова: шо за нечисть нас взяла?

Баба Яга хватает одного за другим богатыря, уволакивает их в баньку и кидает в печь.

БАБА ЯГА
А дева Ольга-краса в каждую руку взяла по одному богатырю и тянет к баньке, да в трубу запихивает, старается. Больше вам не маятся!

МИХАИЛ ПОТЫК
Потык хотел было подняться, поднатужился, не смог, от усилия аж взмок. Нет, не получается!

БАБА ЯГА
Девка к нему приближается, берёт за леву ноженьку, волочёт к пороженьку и бросает прямо в печь. Ух и смердит же человек! страшным голосом Ольга ругается, в бабу Ягу превращается и на палец кривой надевает колечко.

Все богатыри в печи. Баба Яга превращается в старуху, надевает на палец обручальное кольцо Алеши Поповича и зловеще хохочет.

5. ИНТ. СВЕТЛИЦА НАСТАСЬИ ПЕТРОВИЧНЫ — ВЕЧЕР

Настасья Петровична катает яблочко по волшебному блюдечку и видит картины произошедшей с богатырями беды.

НАСТАСЬЯ ПЕТРОВИЧНА
Ёкнуло у Настасьи сердечко, ей привиделось нечто страшное: муж в огне, а кольцо украдено злющей бабкой лесною. И кличет Настенька молодого зачарованного соколка, да просит у птицы она.

Настасья Петровична выглядывает в окно, призывно свистит, к ней прилетает ясный Сокол.

НАСТАСЬЯ ПЕТРОВИЧНА
Ты лети, мой сокол ясный, в беде лютой муж прекрасный. Ты лети, спеши, спеши, потуши огонь в печи да колечко верни обручальное.

Ясный Сокол делает три круга над теремом Настасьи Петровичны и стрелой летит к избушке на курьих ножках.

6. НАТ. ДВОР БАБЫ ЯГИ

В баньке, внутри печи пыхтит, ревёт, кряхтит Михаил Потык, тушит спиной дрова, а ногами пытается развалить печку. Остальные богатыри лежат неподвижно.

ГОЛОС БАБЫ
Покружился сокол, в дорогу дальнюю пустился стрелы быстрее! И пока он летит, немеют рученьки у Михайло свет Потыка, горит рубаха — печь в жар пошла!

МИХАИЛ ПОТЫК
Поднатужился былинный богатырь, заревел, как хан Батый, да согнул свои ноженьки длинные и разогнул в печурке аршинные. Затрещала печь, ходуном пошла.

ГОЛОС БАБЫ
Тут нелёгкая птичку принесла. Глянул сокол, тако дело, в рот водицы набрал смело ни много ни мало, а бочечку стопудовую — бабки Ёжкину воду столовую. Подлетел к баньке да вылил в трубу всю до капли воду ту.

ЯСНЫЙ СОКОЛ
Потухла печка, погас огонь, вывалились богатырешки вон: выкатились и лежат, подниматься по-прежнему не хотят.

Подлетает сокол Ясный, кружит над баней, подлетает к стоящей рядом бочке, выпивает из неё всю воду, выливает её в трубу печки. Печь погасла.

Михаил Потык разваливает печь. Богатыри выкатываются наружу. Лежат ни живы, ни мертвы. Михаил Потык пытается их растолкать.

Из избушки на курьих ножках выбегпет баба Яга, видит целёхоньких богатырей, злится. Замахивается клюкой на Михаила Потыка, но обессилела; машет рукой от досады, истончается и просачивается сквозь землю, грозя клюкой богатырям и ясному Соколу. Ясный Сокол кидается вслед за бабой Ягой под землю.

БАБА ЯГА
Ну а бабушка Яга от расстройства стала зла: нет у ней силы — истратила, на воинов всю потратила. Плюнула и сквозь землю-сыру провалилась, в самый тьмущий ад опустилась: пошла силу у чёрта выпрашивать.

ЯСНЫЙ СОКОЛ
А сокол ясный не спрашивал у Настеньки разрешения, он тоже сквозь землю и время метнулся стрелою в ад. Наши в огне не горят! И вслед за бабушкой в смердово зло, в бесстрашный бой «кто кого»!

ГОЛОС БАБЫ
А тем временем в баньке у Ёжки не красные девы-матрёшки парятся, песни поют, а воеводушки воду пьют: сильные, могучие богатыри не в ратном бою полегли, а от яда спят вечным сном. И мы б не узнали о том.

МИХАИЛ ПОТЫК
Да Потык богатырь-гора не испил он яду до дна, а поэтому пошевелился, поднялся, пошёл, расходился, раскидал злую печь на кусочки, поплакал над братьями, ночью собрался их хоронить.

Михаил Потык тормошит богатырей, в ярости раскидывает печь. Тут к Михаилу Потыку подлетает птичка Синичка и шепчет ему в ухо.

ПТИЧКА СИНИЧКА
Там у бабы Яги в светлице, стоит чан, в нём живая водица; только воду ту сторожит чёрный кот, он на чане спит.

И пошёл Михаил Потык в светлую горницу, нашёл чан, на нём сидит кот Черныш, когти вывалил и шипит.

МИХАИЛ ПОТЫК
Ах, ты кот-коток, шёл бы ты на лоток, мне водица нужна живая, дай-ка я её начерпаю.

КОТ ЧЕРНЫШ
Мур-мур, мур-мур, люб мне твой Илюша Мур, и поэтому сему я отдам тебе воду’, но с условием одним — Ёжку вместе победим. А как? Узнаешь позже. Бери что нам не гоже!

МИХАИЛ ПОТЫК
Ай и набрал Потык воды, сощурив глаз (нет два, нет три), и пошёл к дружинушке своей.

ПТИЧКА СИНИЧКА
Воду в рот им, не жалей!

ГОЛОС БАБЫ
Птичка синичка трещала. И о чудо, дружинушка оживала.

Михаил потык погладил кота Черныша, набрал в ковшиком живой воды из чана и пошёл поить богатырей. Богатыри начали потихоньку оживать.

7. НАТ. ПРОСТРАНСТВО ВНУТРИ ЗЕМЛИ В АДУ — НОЧЬ

Баба Яга и ясный Сокол несутся к центру земли. По дороге баба Яга бьётся с нечистью своей клюкой. Наконец, приземляется у котлов с грешниками. Повсюду черти. К ней подходит главный Чёрт, здоровается. Баба Яга превращается в девку-красу.

ГОЛОС БАБЫ
Но что же там в страшном аду? Бабка Ёжка схватила метлу и летит прямо прямо к центру земли, туда, где огонь развели черти с чертенятами рогатыми, патлатыми.
А ясный сокол несётся вдогонку! Старушка приметила гонку да стрелой калёной помчалась. И с кем бы она ни встречалась на своём мимолётном пути, успевала всем бошки снести! Наконец, у котла приземлилась, долго в костёр материлась да чёрта звала лохматого. И его, конечно же, матами! Вышел чёрт да спрашивает.

ЧЁРТ
Чего ты не накрашена?

ГОЛОС БАБЫ
Спохватилась тут Ягуся, обернулась девкой Дусей.

БАБА ЯГА
Так лучше?

ЧЁРТ
Глазик чуток скашивает. Да, вечность нас изнашивает. Плохой ты, бабушка, актёр Тебя чего принёс тот чёрт?

БАБА ЯГА
Да сама я прискакала. Я без силушки осталась, дай мне силушку, дружок!

ЧЁРТ
Евдокиюшке б я дал даже сердце и себя. Бери силу, вон пошла!

Чёрт открывает замок на своей груди, достаёт оттуда часть своей силы и даёт её бабе Яге, а та хватает силу, впихивает её себе в грудь и начинает расти. Выросла баба Яга из-под земли.

8. НАТ. ЛЕС — ДЕНЬ

Ясный Сокол еле успевает вылететь из подземелья. Земля захлопывается, а огромная баба Яга не знает что ей делать с таким ростом, да и палец у неё распух — кольцо Алёши Поповича осталось маленьким.

Вытаскивает баба Яга нож и отрезает себе палец, на котором надето кольцо и начинает уменьшаться, превращаясь в старуху. А ясный Сокол клюёт бабу Ягу в темя и улетает к Настасье Петровичне.

ГОЛОС БАБЫ
Дуська силушку схватила, на себя вмиг нацепила и давай расти, расти! Выросла из под земли такой могучей, как грозная туча. Тут мне стало тяжко, палец распух у бедняжки!

А на пальце кольцо Алешкино.

ГОЛОС БАБЫ
Топнула Дусенька ножками, нож достала булатный, отрезала палец и сразу в бабушку превратилась, в маленькую такую. Забилась под ракитовый кусток, потому как соколок уже клевал её в темечко.

ЯСНЫЙ СОКОЛ
И подобрав колечко, к хозяйке полетел своей мимо лесов, мимо полей.

БАБА ЯГА
Ну а бабушка Яга тихо в дом к себе пошла новые козни обдумывать, чинить баньку, подкарауливать новых русских богатырей.

КОТ ЧЕРНЫШ
А кот-коточек, котофей сбежал от бабкиных костей прямо в лес, лес, лес, лес — ловить мышей да их есть.

Баба Яга плетётся в избушку на курьих ножках.

В ИЗБУШКЕ НА КУРЬИХ НОЖКАХ: В избе она варит зелье, выпивает и вырастает до своего первоначального роста. С головой у бабы Яги пока ещё не всё в порядке она пытается напоить этим зельем кота Черныша, тот от неё сбегает в лес.

9. ИНТ. ГОРНИЦА НАСТАСЬИ ПЕТРОВИЧНЫ — НОЧЬ

Ясный сокол подлетает к терему Настасьи Петровичны, стучится. В горнице темно, на столе горит свеча, за столом сидит Настасья Петровична, рыдает. Она слышит стук в окно, открывает его. Ясный Сокол влетает в окошко.

ЯСНЫЙ СОКОЛ
Вот и сокол-соколок колечко лихо доволок, опустился на окно: тук-тук! В горенке темно, хозяйка плачет и рыдает — своего мужа поминает. Ты не плачь, не горюй, жена, жив, здоров твой муж! На, проверь сама.

Кинул на пол соколик колечко, покатилось оно за печку.

НАСТАСЬЯ ПЕТРОВИЧНА
Полезла Настя его доставать, а там блюдечко. Надо брать. Схватила девица блюдце, протёрла тряпочкой. Тут-то и показало оно Алешку. Жив, здоров, с друзьями и кошкой бредут по лесу куда-то, лошадей потеряв. Ай, ладно!

Ясный Сокол кидает Настасье Петровичне колечко, но она не поймала его. Кольцо катится за печку. Настасья Петровична лезет его доставать и видит, что за пачкой валяется блюдце. Она достаёт блюдце и кольцо, садится за стол, протирает с блюдца пыль.

Волшебное блюдце показывает пеших богатырей и кота Черныша, бредущих куда-то по лесной дороге. Настасья Петровична радуется, что Алёша Попович жив-здоров и пускается в пляс. Сокол Ясный тоже кружится в танце.

10. НАТ. ЛЕСНАЯ ДОРОГА — УТРО

По лесной дороге плетутся все богатыри, за ними гордо шагает кот Котофей. Перед богатырями появляется старичок Лесовичок, в его руках иконка. Богатыри кланяются старичку Лесовичку.

СТАРИЧОК ЛЕСОВИЧОК
Ах, вы сильные русские богатыри! Недалеко ль до горя, до беды? Куда путь держите, на кого рассчитываете, кому хвалу-похвальбу поёте, об чём думу думаете, почему пешие, а не конные?

ЧУРИЛО ПЛЕНКОВИЧ
Бились мы со многими народами! а посему потеряли подводу, и теперь мы не конны, а пешие, — не смейся над героями, леший.

СТАРИЧОК ЛЕСОВИЧОК
Знаю, знаю я горе-беду: подводу вашу ведут баба Яга с сотоварищами на старое, древнее кладбище. Там коней ваших спустят в ад, и пойдут на них скакать бабы Ёжки приятели — черти.

ЧУРИЛО ПЛЕНКОВИЧ
Не видать лошадям смерти! Что там за сотоварищи? Мы им повыколем глазищи.

СТАРИЧОК ЛЕСОВИЧОК
Кыш, Хлыщ и Малыш ростом с гору. Я вам укажу дорогу.

ГОЛОС БАБЫ
Разозлились богатырешки и вдогонку! Только пыль забилась под иконку у старичка-лесовичка, да и то не на века.

Старичок Лесовичок указывает богатырям дорогу, как раз в ту сторону, куда они и плелись.

Богатыри бегут по лесной дороге. Кот Черныш сидит за пазухой Чурило Пленковича и радуется жизни.
Старичок Лесовичок вздыхает им вслед, садится на пенёк и протирает иконку.

СТАРИЧОК ЛЕСОВИЧОК
Волен мужик, не волен, а богатырь тем более. Бежит дружина вперёд, а куда — и чёрт не поймёт!

ГОЛОС БАБЫ
Бабу Ягу проклинают, московских князей вспоминают недобрым словом.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
Обяжут ль князья нас пловом?

11. НАТ. ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА — ВЕЧЕР

На поляне горит костёр, в котле варится суп. Вокруг котла сидят баба Яга, разбойники Кыш, Хлыщ и Малыш. Рядом почти пустая подвода с богатырской едой, бочки с вином вскрыты.

Илья Муромец останавливает богатырей и прячет их в кустах.

ЧУРИЛО ПЛЕНКОВИЧ
Дошли, наконец, до полянки.

РАЗБОЙНИК МАЛЫШ
Где разбойничье гульбище-пьянка: Кыш, Хлыщ и Малыш ростом с гору едят, пьют день который.

РАЗБОЙНИК КЫШ
Замочки с харчей богатырских скинули, с вином бочоночки выпили, и жуткие песни поют.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Погоди, не спеши, уснут, — Илья Муромец тормозит дружину. — А спящих с земельки сдвинем и быстро опустим в ад.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
Час прошёл, и воры спят.

БАБА ЯГА
Лишь баба Яга у костра сидит, сторожит сама.

МИХАИЛ ПОТЫК
А с бабой проклятой тягаться — каково это, знают братцы!

Кот Черныш убегает от богатырей и прыгает на руки к бабе Яге, та радуется, как ребёнок, гладит кота. Баба Яга подносит коту чарку, кот лакает вино, а сам украдкой плюёт в чашку бабы Яги ядовитую слюну. Яга пьёт вино с ядовитой слюной и засыпает. Кот убегает к богатырям.

КОТ ЧЕРНЫШ
Мне налей, хозяйка, чарочку вина; сбежал я от богатыря, устал, замучился совсем, он бил меня, налей скорей!

БАБА ЯГА
Черныш нашёлся! Иди скорей ко мне, видать, счастье не в вине попей, лохматенький, попей да горе ты моё залей. Ты поешь, попей, мой хороший, ты же знаешь как сложно тягаться с духом мужицким! Напущу на них чёрта побиться!

Богатыри выскакивают из укрытия и с гиканьем хватают разбойников, раскручивают их, кидают под землю в ад. Илья Муромец закидывает бабу Ягу на Луну. Кот Черныш укладывается спать.

АЛЁША ПОПОВИЧ
Богатыри, богатыри, богатыречочки, нет, не хилы мы, як мужичочки!

ЧУРИЛО ПЛЕНКОВИЧ
И у нас хорошо всё вышло: берём мы спящих за дышло, раскручиваем да под землю кидаем.

СВЯТОГОР
Прямо в котлы, где варят черти грешников лютых.
Пусть и эти уснут тут!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
А Илья Муромец бабу Ягу берёт и сжимает в дугу, да расправив плечи былинные, размяв ручонки аршинные, закинул ведьму на Луну. Там и жить ей посему.

ГОЛОС БАБЫ
Устремились воины к коням! Лишь Селянович Микула прямиком к харчам да к бочоночкам своим винным, потрогал, пощупал и вынул чарочку, выпил остатки, упал наземь, уснул сладко-сладко.

Богатыри идут к своим лошадям, гладят, целуют их, снаряжают в дорогу. А Микула Селянович направляется к еде, садится, ест, пьёт вино и засыпает крепким сном.

12. НАТ. СОН МИКУЛЫ СЕЛЯНОВИЧА — ПАШНЯ — УТРО

Микула Селянович спит и видит сон: мелькает деревня с крестьянами, пахотное поле, Микула Селянович пашет, народ ему радостно машет. К Селяновичу подъезжает на кобыле богатырь Вольга.

ГОЛОС БАБЫ
И приснилась ему родная деревня с полями, пашнями, с селью да кобыла своя соловая и соха любимая, кленовая. Будто идёт он, пашет, а народ ему издали машет. Ой да кудри у Микулы качаются, а земля под сапогами прогибается. Вдруг навстречу ему богатырь идёт, оборотень Вольга вострый меч несёт, тормозит возле пашни да спрашивает.
ВОЛЬГА
Зачем муравушку скашиваешь? Эй ты, мерзкое оратаюшко, пошто пашешь от края до краюшка нашу Русь такую раздольную? Ты мужицкую душу привольную не паши, оратай, не распахивай, ты сохою своей не размахивай, дай пожить нам пока что на воле, погулять на конях в чистом поле!

ГОЛОС БАБЫ
Вздохнул Микулушка тяжко, пот холодный утёр бедняжка, кивает башкой аршинной.

МИКУЛА СЕЛЯНОВИЧ
Эх, богатырь былинный, пока ты на коне катаешься, шляешься да прохлаждаешься, плачет земля, загибается, без мужика задыхается!

ГОЛОС БАБЫ
И дальше пошёл пахать от края до края Русь-мать. А оборотень Вольга задумался.

ВОЛЬГА
Землю нужно пахать, но не думал я, что от края до края надо её испохабить. Ах, ты пахарь-похабник!

Микула Селянович и Вольга бьются на мечах, потом на копьях, на палицах и стрелами. Народ подходит ближе, наблюдает, лузгает семечки, переговаривается, переживает за дерущихся. Наконец, Селянович падает замертво.

ГОЛОС БАБЫ
и пошёл мечом на оратая. Осталась лишь горка крутая от нашего оратаюшки.

ГОЛОС БОГА
Так пахать или не пахать, как вы считаете?

МИКУЛА СЕЛЯНОВИЧ
Эх, насолил ты мне крепко, порубаю тебя, чи репку, сын змеиный Вольга Святославович!

Микула Селянович просыпается.

13. НАТ. ПОЛЯНА. ЛЕСНАЯ ДОРОГА — УТРО

Богатыри наевшись, напившись, вздремнув, пришпоривают коней,отъезжают.

Богатыри, спохватившись, машут Микуле Селяновичу, тот кряхтя поднимается и идёт к дружине. Садится в телегу, погоняет коня. Богатыри пускаются в путь. Кот за пазухой у Ильи Муромца.

СВЯТОГОР
Ты чего там расселся, Селянович? Махать тебе устала дружина Собирайся, в дороженьку двинем!

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
Запрягли коней богатыри, кота с собой взяли, пошли.

Идут, о подвигах богатырских гутарят, о Москве-красавице мечтают.

14. НАТ. ЗМЕИНЫЕ ХОЛМЫ — ВЕЧЕР

На поляне у Змеиных холмов, у костра сидят богатырь Вольга Святославович и Сестра Вольги, варят в котле еду. Богатыри подъезжают к огню.

Сестра Вольги ругает весь род людской. У Микулы Селяновича вскипает кровь, и он отрубает голову Сестре Вольги.

ГОЛОС БАБЫ
Вдруг кони фыркают, останавливаются. Войску нашему сие, ой, не нравится! А там, в ракитовых кустах, на змеиных тех холмах, отдыхает, кашу варит, веселится Вольга со змеёй сестрицей. Та ругает вольную волю.

СЕСТРА ВОЛЬГИ
Обещаю спалить все сёла да великие грады, а церкви в пепел-дым обращу! На вертел стариков надену, жён и их деток, а мужей полоню да в клетку!

МИКУЛА СЕЛЯНОВИЧ
Ой да раздулись ноздри богатырские: Микула Селянович фыркнул, меч булатен достал и с размаху отрубил башку змеище сразу!

ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВОВИЧ
Покатилась голова в костёр-кострище. Озверел тут Вольга, матерится на Селяновича лютым матом. Не мужик ты, не казак, а чёрт горбатый!

ГОЛОС БАБЫ
Закипела кровушка богатырская у обоих разом, и битися они пошли друг на друга. У лошадок стонала подпруга. Ой как бились они, махались, три дня и три ночи дрались, три дня и три ночи не спавши, не одно копьё поломавши, три дня и три ночи не евши секлись, рубились похудевши. Устали дружиннички ждать, чья победит тут стать?

Плюнул тут Добрыня, поднялся.

Вольга и Микула Селянович вступают друг с другом в бой на мечах, на копьях и так далее. Остальные богатыри и кот Черныш садятся, едят, пьют, наблюдают за дракой.

Встаёт Добрыня Никитич, подходит к драчунам и подминает под себя Вольгу Святославовича, тот стонет.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
Давно я, братцы, не дрался в боях кулачных, перекрёстных — забаву помню на пирах почёстных.

ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВОВИЧ
Отпусти, Добрыня, Святославовича! Обещаю я, что славить буду, твоё имя святое по селениям, по градам, по весям. А со временем я породу змеиную забуду, киевским богатырём отныне буду, в дальние походы ходить стану. Хошь луну? А и её достану!

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
Ты не трогай луну, дружище, там Яга корявая томится, пущай она там и будет. А породу твою забудем. Так и быть по сему, будь нам братом.

МИКУЛА СЕЛЯНОВИЧ
Ладно, посмотрим на его поведение. Наберусь побольше терпения.

ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВОВИЧ
И попыхтели все богатыри рядом. Маленьким, но могучим отрядом богатыри на Московию двинули.

ЧУРИЛО ПЛЕНКОВИЧ
Кота Вольге за пазуху кинули: пущай оборотень добреет!

ГОЛОС БАБЫ
Месяц на небе звереет, красно солнышко умирает, дружина на Кремль шагает. А в Кремле ёлки и ели на века, кажись, засели и вылазить не хотят, греют пихтой медвежат.

Богатыри опять отправляются в поход уже с Вольгой Святославовичем. Кот за пазухой у Вольги Святославовича.

15. НАТ. МОСКВА. КРЕМЛЬ — ДЕНЬ

Богатыри подъезжают к Москве, заросшей лесом. Где-то там, из-под хвойных виднеется Кремль. Мужики с пилами и топорами сидят на бревнах, ждут чего-то. На лавочке сидят и грызут семечки наши старые знакомые из реального мира: мужики и бабы, дедушки и вяжущие носки бабушки. Появляются богатыри. Мужики изображают радость. Кот Черныш прыгает от богатырей на своё старое место — на лавочку. Баба его гладит.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Пришла дружина на место.

Встали, ждут.

ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВОВИЧ
(раздумывая)
Мож, зреет тесто? Что же делать, куда плыть?

МУЖИКИ
Нужно елочки пилить. Тащат пилы мужики. Айда, былиннички, руби!

Мужики подают богатырям пилы и топоры. Богатыри отказываются их брать.

ЁЛКА
Но злые ёлки, ели заговор узрели, кличут ряженых баб. Надо киевских брать!

Появляются Ряженые бабы, поют, пляшут, завлекают богатырей. Вперёд выходит Девка Красная, подходит к Чуриле Пленковичу. Чурило Пленкович обнимает Девку красную, и они вдвоём уходят в деревню к Девке красной.

РЯЖЕНЫЕ БАБЫ
А бабы ряжены, рты напомажены, в могучий выстроились ряд, гутарят песни все подряд да поговорки приговаривают, дружинничков привораживают. Вот дева красна выходит вперёд да грудью на Чурилу прёт, говорит слова каверзные, а сама самостью, самостью.

ДЕВКА КРАСНАЯ
Ты не привык отступать, ты не привык сдаваться, тебе и с бабой подраться не скучно, но лучше всё же на князя ехать, руками махать и брехать, мол, один ты на свете воин! Я и не спорю, поезжай хоть на князя. Всё меньше в округе заразы! Но до меня доехать всё-таки надо, я буду рада копью твоему и булату, а также малым ребятам и может быть, твоей маме, дай бог, жить она будет не с нами

ЧУРИЛО ПЛЕНКОВИЧ
Чурило на девушку засмотрелся, в пол-рубахи уже разделся, кудри жёлтые подправил, губы пухлые расправил и к невестушке идёт да котомочку несёт. Глядь, они вдвоём ушли в далеки, чужи дворы, и их боле не видали. Ходят слухи, нарожали они шестьсот мальчишек.

МУЖИКИ
Не, ну это лишек!

БАБА
Остальные воины с войском ряженым спорили.
АЛЕША ПОПОВИЧ
Уходите отсель, бабы, мы припёрлись не для свадеб. Ай да ладно, на одну — Добрыню сватать за княжну, девицу очень знатную. Расступитесь, чернавки, отвратные!

Глядя на то, как легко редеет их войско, богатыри серчают и прогоняют Ряженых Баб прочь, те с визгом убегают. Богатыри берут у Мужиков пилы, топоры и идут рубить лес. Мужики садятся на бревно, щёлкают семечки и наблюдают за работающими богатырями.

БАБА
А после наши попёрли на лес.

МИХАИЛ ПОТЫК
Есть у нас тут интерес! Ай да бились они, махались, ёлки пилили, старались. Три года и три дня воевали.

БАБА
Сколько ж елей тогда полегло? Узнаем мы, наверно, не скоро, потому что сжёг амбарну книгу снова царь русский последний да нонешний.

МУЖИКИ
Ну а покуда шёл тот бой, без совести мужик по России шлялся и над Муромцем изгалялся: На лесоповале великан наш батюшка, вот куда былинну силу тратит то!

БАБА
Подтрунивал народ над подвигами смелыми.

ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВОВИЧ
И смеялись по сей день бы, но сумели мы отодвинуть, оттеснить те ёлки, ели!

БАБА
И казалось бы уж всё! Но захотели отстоять свои права медведи, вылезли из бурелома и навстречу нашим воинам идут, ревут да плачут.

Из леса, рыдая, выходят Медведи. Богатыри прогоняют медведей прочь. Из Кремля выходит Медведь, в его лапах царская корона. Прибегают Бояре, забирают у медведя корону и дерутся из-за неё между собой. Богатыри плюют и уходят.

МЕДВЕДИ
Пожалейте вы нас, сирых. С нашей властью всё в природе было справедливо. На снегу следы лежат красиво: где мужик пройдёт, где зверь лесной. Всё видно. А и задерёшь кого — то не обидно.

БАБА
Рассвирепели вдруг богатыри, вытащили штырь земной оси… У, сколько же тогда медведей полегло при ярком свете у стен кремлёвских могучих! Бог устал считать их туши с тучи.

МЕДВЕДЬ
Ой вы сирого меня простите, люди добрые и отпустите! Я не ел ваших детушек малых и не трогал хлопцев удалых, девы красной не обидел, а на троне сидел и видел, как крестьян бояре топтали. Бояр сечь, рубить! Они, де, твари.

БАБА
Тут бояре гуртом сбежались, отобрали корону, и дрались за неё тридцать лет и три года. Ишь! Потом на трон взошла порода с простой фамилией Романовы. О таких не слыхали вы?

16. НАТ. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ — ВЕЧЕР

Красная площадь, на ней длинный стол, накрытый яствами — это свадьба Добрыни Никитича и Настасьи Микуличны.
За столом жених и невеста, нарядные богатыри, бояре. Скоморох плёткой стращает Медведя. Медведь играет на дуде и пляшет. Баба нагло ходит, заглядывая гостям в чашки и чарки, её старые друзья сидят за общим столом. Лошадь везёт по площади телегу, на которой сидит кот Черныш в царской короне; кот кривляется, кланяется, посылает воздушные поцелуи.

БАБА
Ну а пока бояре рядились, вояки в баньке помылись, приоделись в рубахи шелковые, с голытьбы собрали целковые, чтоб женить Добрыню на Настасье Микуличне — не на княжьей дочке, и не с улицы, а на полянице удалой почему-то. Но об этом пока не будем.

КОТ
А тем временем, телега катила, прохожим всерьёз говорила. Ай люли-люли-люли, не перевелись бы на Руси княжий род и барский, да в придачу царский!

БАБА
И медведь последний на дуде играл.

СКОМОРОХ
(хлещет медведя плёткой)
Эт не царско дело!

БАБА
Мохнатого хлестал скоморох противный, набекрень колпак.

БОЯРЕ
На кол их обоих, если что не так!

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
Весёлая была свадьба, однако, с пиром почёстным, где драка гоголем бравым ходила и дробила тех, кого не убила стрела чужеземца.

Кот отдаёт корону скомороху; телега уезжает; богатыри встают, чтобы подраться, но видя, что отяжелели, садятся снова пить, есть.

17. ИНТ. ГОРНИЦА НАСТАСЬИ ПЕТРОВИЧНЫ — ВЕЧЕР

Настасья Петровична сидит за столом и от скуки катает яблочко по волшебному зеркальцу. Зеркальце показывает хмельного Алёшу Поповича на свадьбе. Настасья Петровична свирЕпеет, высовывается в окно, зовёт ясного Сокола и посылает его в Москву, тот летит к Красной площади.
Ясный сокол прилетает к застолью, прыгает на стол, ест, пьёт вместе со всеми, ест, пьёт, поднимает чарку и начинает ругаться.

НАСТАСЬЯ ПЕТРОВИЧНА
Нунь Сердце у Настасьи Петровичны ёкнуло, тарелку волшебную кокнула, как Алешу хмельным увидала. Разозлилась она, осерчала, кликнула сокола ясного. Лети, спеши, мой прекрасный! Выручай из беды, из напраслины муженька моего несчастного. Пущай домой воротится, тут есть на кого материться. И пиры ведь наши не хуже. Да и киевский князь получше бояр московских купеческих. Возвращается пусть в отечество! Топнула девушка ножкой, брякнула серёжкой и сокола в небо пустила.

ЯСНЫЙ СОКОЛ
Ясный сокол с невиданной силой полетел, помчался к былинным. Через три дня он был у дружины. Опустился на стол самобраный, нарёкся гостем незваным и стал потчеваться, угощаться да пенным пивком баловаться. А как наелся, напился, вставал средь стола, матерился. Ах ты, чёрт Алешка, окаянный, в чужом доме холёный, званный сидишь на пиру, прохлаждаешься. Супруга твоя убивается, ждёт мужа домой скорее. Час от часу стареет!

АЛЕША ПОПОВИЧ
Плохие, ой да поганы мы, братцы, пора нам домой собираться!

Богатыри встают, собираются в дорогу. Добрыня Никитич тоже подскакивает, но Микула Селянович берёт его за плечи и усаживает обратно за стол.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Домой так домой. Чё расселись? Богатыри оделись, обулись попроще, походно. Взглядом уже не голодным московские земли окинули и к Киеву-граду двинули. А кота с собою прибрали.

МИКУЛА СЕЛЯНОВИЧ
Пригодится ещё голодранец с нечистью всякой бороться. Добрыня же пусть остаётся.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
Ну и Пленкович Чурило остался, за ним бегать никто не собирался.

Богатыри седлают коней, хотят собрать с собой побольше провизии, кидаются во дворы, но дворов нет: люди, жившие в шалашах, токо-токо начинаются обустраиваться на земле. Кинулись в Кремль, а там пусто: всё съели Медведи. Богатыри отъезжают налегке. И перелетая поля, леса и реки очень быстро приближаются к Киеву.

Добрыня Никитич остаётся. Пир вяло, но продолжается. Уставшие Бояре, руками поддерживая подбородки, слушают Бабу. А Баба говорит особенно вдохновенно.

БАБА
Ай да шесть богатырей, ай да шесть ратных витязей через луга, поля, леса перешагивают, через реки буйные перескакивают, озёра глубокие про меж ног пускают. В общем, от края до края Россию-мать обошли. На заставу родную пришли.

18. НАТ. ЗАСТАВА БОГАТЫРКАЯ БЛИЗ КИЕВА — ДЕНЬ

На заставе богатырской сидят у костра Василий Буслаев и его дружиннички, едят кашу, судачат.

ВАСИЛИЙ БУСЛАЕВ
А на заставушке богатырской Василий Буслаев с дружиной границы свято оберегают, щи да кашу перловую варят. Вот те и ужин. В пору не в пору, а нужен.

АЛЕША ПОПОВИЧ
Вы столовайтесь, вечеряйте, а я поскачу к Настасье! Извинялся долго, откланялся. На кашу всё же позарился. И прямоезжей поехал дорожкой.

Алеша Попович впопыхах ест кашу и скачет к Настасье Петровичне. Остальные богатыри остаются обедать вместе с дружиной Василия Буслаева.

19. НАТ. ТЕРЕМ НАСТАСЬИ ПЕТРОВИЧНЫ — ВЕЧЕР

Алёша попович стучится в окно к Настасьи Петровичны, та радостная выбегает, и они целуются. Сбежался народ, смотрит, охает. Алёша Попович уводит Настасью Петровичну в опочивальню.

АЛЁША ПОПОВИЧ
Вот к жене он стучится в окошко. Та выходит, супруги целуются. Раззявила рот вся улица. И в покои идут брачеваться.

20. НАТ. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ — ВЕЧЕР

Медведь ходит по сцене колесом. Скоморох в царской короне пляшет прямо на столе.

Баба хватает на руки кота Черныша и садится на лавочку, туда, где сидят её старые приятели: мужики и бабы из нашего мира. Лавочка отрывается от земли и Баба с приятелями улетают в космос.

Бояре, кряхтя вываливаются из-за стола и расходятся по домам.

БАБА
Ну и нам пора собираться да по домам расходиться. Пусть мирно живёт столица, ведь пока Кремль стоит, мы дома. До свидания, честной народ, до скорого!

БОЯРЕ
Ой Русь царская да столичная, и кого б ты не боялась — безразлично нам!

МОСКОВСКИЙ ДВОР В РЕАЛЬНОМ МИРЕ: Лавочка опускается в тихом московском дворике. Мужики и бабы, сидящие на лавке, принимаются скучно лузгать семечки, бабушки вязать, а Баба берет кота Черныша и поднимается в свою квартиру, кряхтя и чертыхаясь.

© Copyright: Фидянина-Зубкова Инна, Email Author