В комнате «гламурный беспорядок». ЛИЗА — жизнерадостная, энергичная молодая женщина, болтая с подругой по мобильному телефону, в приподнятом настроении примеряет наряды.
ЛИЗА
Сюрпризный момент обеспечен!
Останавливается на красном платье, довольная своим выбором.
ЛИЗА
Платье моё красное помнишь? Жемчуг?.. Ты думаешь?..
На телефоне включается параллельная линия
ЛИЗА
Ой, параллельная линия!
НАТ. АЭРОПОРТ — ВЕЧЕР
Моросящий дождь. Из здания аэропорта выходят двое молодых мужчин. Один из них — ЛУКА. Лука прощается с другом за руку, в то же время, общаясь по мобильному телефону.
ЛУКА
(по телефону)
Ещё летим над облаками. Приземлимся через полчаса. Конечно, сразу к тебе.
Лука отключает связь.
ЛУКА
(другу)
Сюрпризный момент!
ИНТ. КВАРТИРА ЛИЗЫ — ВЕЧЕР
Лиза уже одетая в красное платье достаёт шкатулку с украшениями.
ЛИЗА
Полчаса, полчаса…
Из шкатулки достаёт жемчужные бусы. Снимает серебряный крестик, меняя его на бусы. Надевает модельные туфли на каблуке. Взгляд цепляет строки в журнале, небрежно брошенном на кресле. Лиза берет журнал, зачитывает вслух заинтересовавшую её фразу.
ЛИЗА
«…в этом случае не пытайтесь переломить ситуацию. Если в определённый день у вас всё не ладится, оставьте всё, как есть. Три препятствия подряд говорят о том, что это не ваш день. Лучше не испытывайте судьбу».
Лиза кидает журнал на место, направляясь к выходу.
ЛИЗА
Три препятствия подряд… Вот только не надо меня пугать! Все эти предрассудки…
На последних словах Лиза подворачивает ногу.
ИНТ. КВАРТИРА ЛИЗЫ — ПРИХОЖАЯ — ВЕЧЕР
На пуфике у двери сидит Лиза, растирая больную ногу и постанывая от боли. Взгляд перемещается на часы. Время: 19:45.
ИНТ. САЛОН ТАКСИ — ВЕЧЕР
В такси по радио заканчивает звучать песня и начинает звучать новая, которая, по всей видимости, нравится темпераментному, двигающемуся под такт мелодии ТАКСТИСТУ. Он включает радио на всю мощность. Сидящий на заднем сидении Лука, на секунду задумываясь, как бы решаясь, «стоит — не стоит», отключает мобильный телефон.
ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА — КВАРТИРА ЛИЗЫ — ВЕЧЕР
Лиза с белым зонтом в одной руке неумело сражается с замком, в спешке пытаясь провернуть ключ. Ключ переламывается надвое, одной частью оставаясь в замке. В сердцах Лиза кидает оставшуюся часть ключа об стену, где, отбиваясь, ключ в пустом тихом подъезде звонко падает по лестнице вниз.
Волоча больную ногу, Лиза присаживается на ступеньку лестницы, набирая номер на мобильном телефоне. В ответ сообщают, что абонент недоступен. Лиза в предвкушении сюрприза тоже отключает свой телефон.
НАТ. ТРОТУАР ВДОЛЬ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ — ВЕЧЕР
Дорога с трамвайными путями. В нескольких метрах видна трамвайная остановка. Здесь же недалеко просматриваются церковные купала. Припускает дождь.
С раскрытым зонтом, прихрамывая, Лиза пытается останавливать проезжающие такси.
На обочине припаркована старомодная машина. Из неё выходит АДВОКАТ — мужчина неопределённого возраста в светлой одежде, «благостного» типа.
АДВОКАТ
А надо ли торопиться, — погода нынче…
Лиза оглядывает его подозрительным взглядом, замедляя шаг.
АДВОКАТ
По крайней мере, может быть, Вы разрешите подвезти вас?
ЛИЗА
Вы такси?
АДВОКАТ
Нет.
ЛИЗА
Я не сажусь в незнакомые машины.
АДВОКАТ
И Вы совершенно правы! Так и стоит поступать. Но взгляните на меня: разве я похож на человека, которого стоит опасаться?
(улыбается)
Вот честное слово, я доставлю Вас к месту назначения в целости и сохранности.
ЛИЗА
Слишком услужливо для не таксиста. Вы всем предлагаете или только мне?
По дороге проезжает трамвай, следующий к остановке. Лиза, прихрамывая, бежит за ним, махая руками водителю трамвая.
НАТ. ОСТАНОВКА — ВЕЧЕР
На линии второстепенной дороги выстроенные в ряд машины пропускают трамвай. Впереди колонны стоит красная машина, из которой ШОФЕР наблюдает за ситуацией на перекрёстке. По главной дороге с остановки трогается трамвай.
В зеркало заднего вида ВОДИТЕЛЬ трамвая замечает ковыляющую и машущую ему Лизу, резко тормозит уже набирающий ход трамвай. От резкого торможения между рельсами и колёсами сыплются искры.
ИНТ. ВАГОН ТРАМВАЯ — ВЕЧЕР
Лиза забегает в остановившийся трамвай, лихорадочно дёргая застрявший в дверях раскрытый зонт. В доли секунды Лиза выхватывает взглядом единственного пассажира — ПОПУТЧИКА, с неприятной, подозрительной внешностью. Их взгляды встречаются.
НАТ. ОСТАНОВКА — ВЕЧЕР
Зонт вырывается, летит на остановку, Лиза выбегает за ним. Ветер доносит звон церковных колоколов, на который Лиза не обращает внимания. Налетевший ветер уносит зонт, трамвай дёргается, и она неуверенно поднимается в вагон.
Ветер несёт зонт по тротуару в сторону дома Лизы, мимо стоящего у машины Адвоката, мимо выходящего с чемоданом и букетом цветов из такси Луки.
Шофер, с нетерпением наблюдая за манипуляциями Водителя и дерганием трамвая, ругаясь, резко трогается. Его красная машина опасно близко пересекает путь трамваю, нарушая правила главной дороги.
ИНТ. ВАГОН ТРАМВАЯ — ВЕЧЕР
В вагоне два пассажира — Лиза и Попутчик, который сидит сзади неё. Лиза напряжена, об этом говорит её поза и выражение лица. Она украдкой наблюдает за отражением Попутчика в окне, пытается понять, что же в нём её так настораживает.
ГОЛОС ДИКТОРА
Аэропорт. Конечная.
НАТ. ПЕШЕХОДНАЯ ДОРОЖКА — ВЕЧЕР
Дождь. Вблизи уже видны огни вечернего аэропорта. По безлюдной дорожке, ковыляя, спешит промокшая Лиза. Фонари вдоль дорожки отбрасывают тени деревьев, тень самой Лизы. Неожиданно рядом появляется ещё одна тень, и тень Лизы, шарахнувшись от неё, бросается наутёк. Но страшная тень догоняет и набрасывает на голову убегающей что-то похожее на мешок.
ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА — КВАРТИРА ЛИЗЫ — ВЕЧЕР
Озадаченный Лука топчется на лестничной площадке, безуспешно пытаясь дозвониться по мобильному телефону.
ИНТ. ГАРАЖНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ — ВЕЧЕР
Старый, замусоренный, полутемный гараж с разбросанными инструментами и пугающими движущимися тенями в свете тусклой портативной лампы.
Тени постепенно принимают очертания людей, в которых мы узнаём борющихся на полу Лизу и Попутчика. В углу валяется грязный, дырявый матрас.
Слышен звук рвущегося платья, бусинки жемчуга рассыпаются, закатываясь в дырявый пол гаража.
Разъяренный с психически больным выражением лица Попутчик кидает полуобнаженную Лизу на матрас. Одной рукой удерживая за горло свою жертву, он снимает брюки. Наваливается на беспомощную, переставшую защищаться Лизу.
Страшное, больное лицо Попутчика полно удовольствия. В свете узконаправленного луча портативной лампы, его глаза кажутся горящими каким-то нечеловеческим светом.
Обмякшая, придавленная Лиза неожиданно приходит в себя, иступлено ища помощи в пустом гараже. Хватает лежащую рядом отвертку, тыкает ею в насильника. Его озверевшее лицо искажается, всё ближе и ближе нависает над лицом Лизы. Она в ужасе вонзает отвертку в глаз Попутчику.
Дикий, оглушительный женский вой, подобно вою смертельно раненному животному. Женский вой переходит в вой сирен полицейских машин. Вспышки яркого света.
Помещение наполняется людьми — работниками полиции. Вспышки света оказываются фотовспышками от фотоаппарата, — чьи-то руки фотографируют тело Попутчика. САНИТАРЫ на носилках уносят в бессознательном состоянии Лизу.
ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — КОМНАТА СВИДАНИЙ — ДЕНЬ
За столом в ожидании сидит Адвокат. Санитары заводят Лизу со следами на лице пережитого горя. Адвокат что-то говорит, но психически неуравновешенная, отстраненная от всего Лиза не слышит его. Она суетливо оглядывается по сторонам, ощущая себя раздетой, пристыжено прикрывается руками. Неожиданно Лиза начинает говорить: сбивчиво, всё время хватаясь за серебряный крестик на шее.
ЛИЗА
Это стыдно. Это было с моим телом. Его глаза светились. И сейчас светятся.
АДВОКАТ
Сейчас?
ЛИЗА
Да. Когда он приходит. Но я его больше не боюсь. Потому что я его убила.
АДВОКАТ
Вы знаете?!
ЛИЗА
Да. Мне не говорят. Но я знаю. Они здесь вообще ничего не говорят и мне запрещают. Но я говорю — ему. Когда он приходит. Он сам виноват, он первый! Он первый!
Лиза погружается в состояние душевного исступления. Её забирают Санитары.
ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — КАБИНЕТ ГЛАВВРАЧА — ДЕНЬ
В кабинете беседуют Адвокат и ВРАЧ — главврач психбольницы.
АДВОКАТ
У неё глубокое чувство вины. Ей нужна специальная психологическая помощь. Ей назначен психолог?
ВРАЧ
Она неконтактна. Все попытки специалистов упираются в её молчание.
АДВОКАТ
Она сказала, что ей запрещают говорить.
ВРАЧ
Я попробую сменить лечащего врача. То, что она сегодня заговорила, это большая удача. Некоторые специалисты считают, что ментальный возврат в стрессовую ситуацию приносит больному вред. Нет-нет, я не согласен с этим убеждением. Да, попробую сменить врача. Всё хотел спросить, вы который раз навещаете её… Вы родственник?
АДВОКАТ
Нет, адвокат.
ВРАЧ
Адвокат?!
АДВОКАТ
Я помогаю людям, когда они просят моей помощи.
ВРАЧ
Разве она просила?! Почему же мне не доложили, что больная вышла на контакт с внешним миром? Я думал, сегодня она впервые… А, догадался! Это тот молодой человек, который так часто посещает её, просил вас? Ну, знаете, в её случае адвокат не нужен. Хотя… убийство, всё-таки. Кстати, на всякий случай, — случаи бывают разные, сами понимаете, — дорого берёте?
АДВОКАТ
Бумажный эквивалент меня не интересует.
(выходя)
Да… когда захотите быть услышанным, не обязательно выходить на связь с внешним миром, внутренний — надежней.
ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — КАБИНЕТ ГЛАВВРАЧА — ДЕНЬ
В кабинете Врач и МЕДСЕСТРА. Оба смотрят в окно, наблюдают за выходящим из здания Адвокатом.
ВРАЧ
Проверьте картотеку. Это точно не наш бывший?
НАТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — БОЛЬНИЧНЫЙ ДВОР — ДЕНЬ
На лавочке в тихом месте сидят Адвокат и Лука.
ЛУКА
Я бы всё отдал, чтобы того дня не было. Я тогда нарочно отключил телефон. Знал, что звонить будет, она на редкость нетерпелива. Я в такси ехал — к ней. Там играла музыка. А по легенде, я летел над облаками. Сюрприз хотел сделать. Помогите ей, прошу вас. Не знаю, что вы можете сделать, но помогите.
АДВОКАТ
Это вы ей крестик принесли?
ЛУКА
Да. Она не верующая. А крестик носила. Хотя… совсем ни во что не верила, даже в приметы.
АДВОКАТ
А вы?
ЛУКА
Я верующий человек. У меня дед в храме дьяком служил.
(пауза)
Недалеко от её дома храм стоит, круглые сутки открыт. Служат там по отдельным дням, а посещать можно в любое время. Я там сейчас каждый день бываю. Знаю, что поздно стенать, но день и ночь бы на коленях Бога молил, только бы того вечера не было.
АДВОКАТ
День и ночь? Помилуйте, людям свойственно забывать свои обещания.
ЛУКА
Да, люди — народ неблагодарный и не верный, –как коты. Я своего кота другу оставил пожить на время. А прилетел, кот меня забыл. Собаки — другое дело.
АДВОКАТ
И коты разные бывают.
ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — ОДИНОЧНАЯ ПАЛАТА — ДЕНЬ
На кровати, зажав крестик в руке, в тихой истерике плачет Лиза.
ЛИЗА
Господи, ничего уже нельзя изменить, ни-че-го! Убийца! Убийца! Ненавижу себя! Кто-нибудь мне может помочь?! Эй, кто-нибудь…
НАТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — БОЛЬНИЧНЫЙ ДВОР — ДЕНЬ
На той же лавочке Лука и Адвокат. Неожиданно Адвокат встает.
АДВОКАТ
Извините, мне надо идти.
Лука провожает недоуменным взглядом Адвоката, который торопится в больницу.
ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — КОМНАТА СВИДАНИЙ — ДЕНЬ
За столом сидят Адвокат и немного пришедшая в себя Лиза.
АДВОКАТ
Тебе поменяли врача?
ЛИЗА
Да. Он хороший человек. Он разрешает мне думать.
АДВОКАТ
А о чем ты думаешь?
ЛИЗА
Я думала, много думала и вспомнила. Мне тогда было ужасно стыдно. И больно. А потом я почувствовала, как он вошел в меня. Чужой, не мой, я не хотела… Это было моим ужасным настоящим. Но это произошло. И в тот момент меня испугало моё будущее. Он уничтожал меня, а я думала о будущем. Нехорошо, да? У меня промелькнула мысль: а вдруг он заразный, вдруг у него СПИД? Я просто хотела защитить себя! Защитить! Защитить!
НАТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — БОЛЬНИЧНЫЙ ДВОР — ДЕНЬ
Из здания больницы выходит Адвокат. В окружающем пространстве продолжает звучать голос Лизы «защитить!».
ЛИЗА(ЗК)
Защитить…!
ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — ОДИНОЧНАЯ ПАЛАТА — ДЕНЬ
Санитары и Медсестра укладывают в постель бьющуюся в истерике Лизу. Медсестра пытается сделать укол. Лиза выворачивается. ЗЛОЙ САНИТАР выхватывает у Медсестры наполненный шприц, с размаху колит Лизу.
МЕДСЕСТРА
Осторожней с инъекцией!
(в сторону Лизы)
Вичинфицированная.
В храме полная тишина, прихожан нет. Одиноко посреди зала стоит Лука, молится, читает молитву Ангелу-Хранителю.
ЛУКА
Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с Небесе данный!
ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — ОДИНОЧНАЯ ПАЛАТА — ДЕНЬ
В постели лежит Лиза. Её глаза закрыты, губы неподвижны. Но звучит её голос — как внутренний голос, который мы слышим. Голос Лизы произносит ту же молитву, что и Лука.
ЛИЗА
…на соблюдение мне от Бога с небесе данный!
ИНТ. ХРАМ — ДЕНЬ
Лука продолжает читать молитву, которую слышит находящаяся в палате Лиза и произносит следом за ним.
ЛУКА И ЛИЗА
Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави…
ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — ОДИНОЧНАЯ ПАЛАТА — ДЕНЬ
Лиза оставшуюся часть молитвы произносит одна.
ЛИЗА
…и на путь спасения направи.
Лиза открывает глаза.
ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — ОДИНОЧНАЯ ПАЛАТА — ДЕНЬ
По отделению в сторону палаты Лизы спешат Адвокат и Врач.
ВРАЧ
Мне сказали, вы ушли.
АДВОКАТ
Не успел. Срочно вызвали.
Врач подозрительно поглядывает на Адвоката. Подходят к палате Лизы.
ВРАЧ
Недолго, — после приступа она совсем слаба.
ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — ОДИНОЧНАЯ ПАЛАТА — ДЕНЬ
На кровати лежит разбитая приступом Лиза. Видя зашедшего Адвоката, она не скрывает недовольства.
ЛИЗА
Я не звала вас.
АДВОКАТ
Звали.
ЛИЗА
Когда?
АДВОКАТ
Только что.
ЛИЗА
Зачем вы приходите? Что вы можете изменить? Я даже не знаю вашего имени. Разве вы можете вернуть всё назад?
АДВОКАТ
Вернуть назад? Зачем?
Лиза вскакивает с кровати.
ЛИЗА
Чтобы всего этого не случилось! Если бы я могла вернуться в тот день, в тот вечер…
Лиза цитирует строчки из журнала.
ЛИЗА
«Если в определённый день у вас всё не ладится, оставьте всё, как есть. Три препятствия подряд говорят о том, что это не ваш день. Лучше не испытывайте судьбу».
АДВОКАТ
Почему же вы поступили иначе?
ЛИЗА
(не слыша вопроса)
Препятствий было ровно три. Сначала я подвернула ногу. Потом ключ. Зонт.
(с надрывом)
Верните меня в тот день! Верните! Я всё исправлю! Я обещаю!
АДВОКАТ
Людям свойственно забывать свои обещания…
ЛИЗА
Забыть?! Обещание?!… Нет, нет!
(прикладывает руки к груди)
Оно у меня здесь, во мне, оно — часть меня!
АДВОКАТ
Каждый из людей приходит в этот мир со своей задачей и… обещаниями. Потом забывает. Человек слеп, не видит очевидного, оно перед ним: вокруг столько подсказок, знаков, но он не хочет видеть, он — переступает и идет дальше.
ЛИЗА
Я научилась видеть! Да! Я научилась понимать! Я знаю о чем говорю!
(нарастающая истерика)
Верните меня! Я смогу! Я обещаю!
В палату заглядывает Злой Санитар. Адвокат показывает ему, что всё в порядке, и тот уходит.
Лиза с глубокой мольбой заглядывает Адвокату в глаза, кажется, они говорят глазами — их взгляд долгий, выразительный, многоговорящий. В зрачках Адвоката появляется отражение Лизы и расплывается…
ИНТ. КВАРТИРА ЛИЗЫ — ВЕЧЕР
В комнате «гламурный беспорядок». Жизнерадостная Лиза, общаясь с подругой по мобильному телефону, в приподнятом настроении примеряет наряды.
ЛИЗА
Сюрпризный момент обеспечен!
НАТ. АЭРОПОРТ — ВЕЧЕР
Моросящий дождь. Из здания аэропорта выходят Лука и его друг. Лука прощается с другом за руку, в то же время, общаясь по мобильному телефону.
ЛУКА
(по телефону)
Летим над облаками…
ИНТ. КВАРТИРА ЛИЗЫ — ВЕЧЕР
Лиза уже одетая в красное платье достаёт шкатулку с украшениями, вынимает жемчужные бусы. Тянется снять серебряный крестик, на пару секунд задумывается и всё же меняет крестик на бусы.
Надевает модельные туфли. Её взгляд цепляет строки в журнале, небрежно брошенном на кресле.
Лиза берет журнал, зачитывает вслух заинтересовавшую её фразу.
ЛИЗА
(читает строки в журнале)
…в этом случае не пытайтесь переломить ситуацию. Если в определённый день у вас всё не ладится, оставьте всё, как есть. Три препятствия подряд говорят о том, что это не ваш день. Лучше не испытывайте судьбу.
Лиза, недоверчиво пожимая плечами, возвращает журнал на место и направляется к выходу.
ЛИЗА
Три препятствия?
Договаривая фразу, Лиза тут же подворачивает ногу.
ИНТ. КВАРТИРА ЛИЗЫ — ПРИХОЖАЯ — ВЕЧЕР
На пуфике у двери сидит Лиза, растирая больную ногу и постанывая от боли. Взгляд перемещается на часы. Время: 19:45.
ИНТ. САЛОН ТАКСИ — ВЕЧЕР
В такси по радио заканчивается песня и начинает звучать новая, которая нравится Таксисту. Он включает радио на всю мощность. Сидящий на заднем сидении Лука собирается отключить телефон, но передумывает и оставляет его включенным.
ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА — КВАРТИРА ЛИЗЫ — ВЕЧЕР
Лиза с белым зонтом в одной руке неумело сражается с замком, в спешке пытаясь провернуть ключ. Ключ переламывается надвое, одной частью оставаясь в замке. В пустом тихом подъезде по лестнице вниз звонко падает вторая часть ключа.
Лиза сидит на ступеньке лестницы, достает телефон, но в последний момент передумывает звонить.
НАТ. ТРОТУАР ВДОЛЬ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ — ВЕЧЕР
Дорога с трамвайными путями. В нескольких метрах видна трамвайная остановка. Здесь же недалеко просматриваются церковные купала. Припускает дождь. С раскрытым зонтом, прихрамывая, Лиза пытается останавливать проезжающие такси.
На обочине припаркована старомодная машина. Из неё выходит АДВОКАТ.
АДВОКАТ
А надо ли торопиться, — погода нынче…
Лиза присматривается к нему.
АДВОКАТ
Может быть, Вы разрешите подвезти вас?
ЛИЗА
Вы такси?
АДВОКАТ
Нет.
ЛИЗА
(с сомнением)
Я не сажусь в незнакомые машины.
АДВОКАТ
И Вы совершенно правы! Так и стоит поступать! Но взгляните на меня: разве я похож на человека, которого стоит опасаться?
Адвокат пристально смотрит на Лизу, как будто глазами хочет сказать что-то очень важное. В ответ она с доверием всматривается в него, но…
По дороге проезжает трамвай, следующий к остановке. Лиза отрывает взгляд от Адвоката и бежит за трамваем, махая руками Водителю.
НАТ. ОСТАНОВКА — ВЕЧЕР
На линии второстепенной дороги выстроенные в ряд машины пропускают трамвай. Впереди колонны стоит красная машина, из которой Шофер наблюдает за ситуацией на перекрёстке. По главной дороге с остановки трогается трамвай. В зеркало заднего вида Водитель замечает ковыляющую и машущую ему Лизу, резко тормозит уже набирающий ход трамвай. От резкого торможения между рельсами и колёсами сыплются искры.
ИНТ. ВАГОН ТРАМВАЯ — ВЕЧЕР
Лиза забегает в остановившийся трамвай, лихорадочно дёргая застрявший в дверях раскрытый зонт. В вагоне в доли секунды Лиза выхватывает взглядом Попутчика. Их взгляды встречаются.
НАТ. ОСТАНОВКА — ВЕЧЕР
Зонт вырывается, летит на остановку, Лиза выбегает за ним. Ветер доносит звон церковных колоколов, на который Лиза не обращает внимания. Налетевший ветер уносит зонт, трамвай дёргается, и она поднимается в вагон.
ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — ОДИНОЧНАЯ ПАЛАТА — ДЕНЬ
Лиза находится на том же месте, где была до своего «путешествия во времени». Она в ужасе осматривает палату, себя, пытаясь понять, что произошло.
ЛИЗА
Почему, почему я снова здесь?
АДВОКАТ
А вы хотели всё испытать ещё раз? Вы сели в трамвай.
ЛИЗА
Господи, почему я снова сделала это…?
АДВОКАТ
Всегда говорил, что людям свойственно забывать обещания.
Стук в дверь. В палату заглядывает Медсестра.
МЕДСЕСТРА
Вам пора уходить. Больной надо отдыхать.
Медсестра скрывается за дверью. Лиза становится на колени перед Адвокатом. Она дрожит всем телом, закрывая лицо руками. Адвокат поднимает её с колен, убирает от лица руки, заглядывает в глаза.
АДВОКАТ
Я больше не смогу к тебе приходить. Всё, что смог, я уже сделал. К сожалению, людям свойственно забывать…
В дверь громко, нетерпеливо стучат. Лиза, дрожащая, как стебелек, машет головой, отгоняя недоверие Адвоката. Вся её поза, её выражение лица — сплошная мольба. Она устремляется взглядом в глаза Адвоката, видя там единственное спасение. Как будто входит в них, не спрашивая, проникает физически. Она произносит слова глухим, надрывным шепотом, на последней фразе её отражение в глазах Адвоката растворяется.
ЛИЗА
Я обещаю, я обещаю, я обещаю…
НАТ. ТРОТУАР ВДОЛЬ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ — ВЕЧЕР
Лиза и Адвокат оказываются на том месте, где впервые встретились. Рядом припаркована старомодная машина.
Они продолжают смотреть друг другу в глаза тем же притягивающим взглядом, что и в палате. Из этого состояния её вырывает проезжающий в сторону остановки трамвай.
Лиза, боясь оторваться взглядом от глаз Адвоката, начинает отходить в сторону, сначала несмело, но потом переводит взгляд на трамвай и бежит за ним. Она на ходу машет руками Водителю трамвая, при этом оглядываясь на застывшего в печали Адвоката.
НАТ. ОСТАНОВКА — ВЕЧЕР
По главной дороге с остановки трогается трамвай. В зеркало заднего вида Водитель замечает Лизу, резко тормозит уже набирающий ход трамвай. От резкого торможения между рельсами и колёсами сыплются искры.
ИНТ. ВАГОН ТРАМВАЯ — ВЕЧЕР
Следующие действия происходят в замедленном движении: Лиза неуверенно заходит в остановившийся трамвай. Такое ощущение, что она сопротивляется какой-то силе, толкающей её в вагон. Она дёргает застрявший в дверях раскрытый зонт, съёжившись, смотрит на единственного пассажира — Попутчика. Их взгляды встречаются.
Зонт вырывается, летит на остановку, Лиза выходит за ним. Ветер доносит звон церковных колоколов. Лиза их слышит! Замирает. Слушает.
Ветер налетает, уносит зонт, трамвай дёргается, начинает отъезжать, но двери ещё открыты.
Ветер несёт зонт по тротуару к стоящему у машины Адвокату.
Слышен резкий звук. Все действия снова в обычном темпе. Мы видим, что трамвай столкнулся с красной машиной. К Водителю подходит Шофер, они о чем-то говорят, рассматривают небольшие повреждения и расходятся. Водитель садится за руль.
Попутчик через окно смотрит на Лизу, которая продолжает стоять перед открытой дверью, прислушиваясь к колоколам, которые звучат всё громче и громче. На лице Лизы смешение чувств, слёзы, сопротивление…
НАТ. ТРОТУАР ВДОЛЬ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ — ВЕЧЕР
У обочины возле своей старомодной машины стоит Адвокат, держа над собой пригнанный ветром, раскрытый белый зонт Лизы.
Из такси с цветами и чемоданом выходит Лука.
Адвокат поворачивает голову в направлении трамвайной остановки. Лука, как будто что-то чувствуя, останавливается, смотрит в ту же сторону.
По пешеходной дорожке в сторону дома идет Лиза. На лице слезы, смешавшиеся с дождем, на ветру красиво развивается красное платье, на шее жемчужные бусы, под которыми… мы замечаем серебряный крестик.
Адвокат смотрит на встретившихся Лизу и Луку. Лука вытирает слезы Лизе, они счастливы. Наконец, они замечают Адвоката. Лиза подходит к нему, смотрит глубоко в глаза и произносит всего одну фразу.
ЛИЗА
Я обещала.
Лиза и Лука уходят, взявшись за руки в сторону дома Лизы.
Адвокат смотрит им вслед, они оглядываются, машут ему. Адвокат отвечает им — машет рукой, в которой держал зонт.
С зонтом в его руках происходят превращения: ручки зонта нет, лишь только купол над головой Адвоката. Купол принимает нечеткие очертания белой ауры — нимба. Адвокат уходит в противоположную сторону по самому краю дороги…
Лужи отражаются в свете фонарей, — игра света, дождь делают картину неясной.
Мы видим уходящего Адвоката, снова держащего в руках зонт, но в игре света купол его зонта становится нимбом и уже Адвокат отрывается от земли, идет над дорогой. Его фигура становится всё меньше, и только вдалеке, высоко на уровне деревьев белеет круг (нимб), который движется в сторону куполов храма.
Я обещала
ИНТ. КВАРТИРА ЛИЗЫ — ВЕЧЕР
В комнате «гламурный беспорядок». ЛИЗА — жизнерадостная, энергичная молодая женщина, болтая с подругой по мобильному телефону, в приподнятом настроении примеряет наряды.
ЛИЗА
Сюрпризный момент обеспечен!
Останавливается на красном платье, довольная своим выбором.
ЛИЗА
Платье моё красное помнишь? Жемчуг?.. Ты думаешь?..
На телефоне включается параллельная линия
ЛИЗА
Ой, параллельная линия!
НАТ. АЭРОПОРТ — ВЕЧЕР
Моросящий дождь. Из здания аэропорта выходят двое молодых мужчин. Один из них — ЛУКА. Лука прощается с другом за руку, в то же время, общаясь по мобильному телефону.
ЛУКА
(по телефону)
Ещё летим над облаками. Приземлимся через полчаса. Конечно, сразу к тебе.
Лука отключает связь.
ЛУКА
(другу)
Сюрпризный момент!
ИНТ. КВАРТИРА ЛИЗЫ — ВЕЧЕР
Лиза уже одетая в красное платье достаёт шкатулку с украшениями.
ЛИЗА
Полчаса, полчаса…
Из шкатулки достаёт жемчужные бусы. Снимает серебряный крестик, меняя его на бусы. Надевает модельные туфли на каблуке. Взгляд цепляет строки в журнале, небрежно брошенном на кресле. Лиза берет журнал, зачитывает вслух заинтересовавшую её фразу.
ЛИЗА
«…в этом случае не пытайтесь переломить ситуацию. Если в определённый день у вас всё не ладится, оставьте всё, как есть. Три препятствия подряд говорят о том, что это не ваш день. Лучше не испытывайте судьбу».
Лиза кидает журнал на место, направляясь к выходу.
ЛИЗА
Три препятствия подряд… Вот только не надо меня пугать! Все эти предрассудки…
На последних словах Лиза подворачивает ногу.
ИНТ. КВАРТИРА ЛИЗЫ — ПРИХОЖАЯ — ВЕЧЕР
На пуфике у двери сидит Лиза, растирая больную ногу и постанывая от боли. Взгляд перемещается на часы. Время: 19:45.
ИНТ. САЛОН ТАКСИ — ВЕЧЕР
В такси по радио заканчивает звучать песня и начинает звучать новая, которая, по всей видимости, нравится темпераментному, двигающемуся под такт мелодии ТАКСТИСТУ. Он включает радио на всю мощность. Сидящий на заднем сидении Лука, на секунду задумываясь, как бы решаясь, «стоит — не стоит», отключает мобильный телефон.
ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА — КВАРТИРА ЛИЗЫ — ВЕЧЕР
Лиза с белым зонтом в одной руке неумело сражается с замком, в спешке пытаясь провернуть ключ. Ключ переламывается надвое, одной частью оставаясь в замке. В сердцах Лиза кидает оставшуюся часть ключа об стену, где, отбиваясь, ключ в пустом тихом подъезде звонко падает по лестнице вниз.
Волоча больную ногу, Лиза присаживается на ступеньку лестницы, набирая номер на мобильном телефоне. В ответ сообщают, что абонент недоступен. Лиза в предвкушении сюрприза тоже отключает свой телефон.
НАТ. ТРОТУАР ВДОЛЬ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ — ВЕЧЕР
Дорога с трамвайными путями. В нескольких метрах видна трамвайная остановка. Здесь же недалеко просматриваются церковные купала. Припускает дождь.
С раскрытым зонтом, прихрамывая, Лиза пытается останавливать проезжающие такси.
На обочине припаркована старомодная машина. Из неё выходит АДВОКАТ — мужчина неопределённого возраста в светлой одежде, «благостного» типа.
АДВОКАТ
А надо ли торопиться, — погода нынче…
Лиза оглядывает его подозрительным взглядом, замедляя шаг.
АДВОКАТ
По крайней мере, может быть, Вы разрешите подвезти вас?
ЛИЗА
Вы такси?
АДВОКАТ
Нет.
ЛИЗА
Я не сажусь в незнакомые машины.
АДВОКАТ
И Вы совершенно правы! Так и стоит поступать. Но взгляните на меня: разве я похож на человека, которого стоит опасаться?
(улыбается)
Вот честное слово, я доставлю Вас к месту назначения в целости и сохранности.
ЛИЗА
Слишком услужливо для не таксиста. Вы всем предлагаете или только мне?
накипь и защита от нее
По дороге проезжает трамвай, следующий к остановке. Лиза, прихрамывая, бежит за ним, махая руками водителю трамвая.
НАТ. ОСТАНОВКА — ВЕЧЕР
На линии второстепенной дороги выстроенные в ряд машины пропускают трамвай. Впереди колонны стоит красная машина, из которой ШОФЕР наблюдает за ситуацией на перекрёстке. По главной дороге с остановки трогается трамвай.
В зеркало заднего вида ВОДИТЕЛЬ трамвая замечает ковыляющую и машущую ему Лизу, резко тормозит уже набирающий ход трамвай. От резкого торможения между рельсами и колёсами сыплются искры.
ИНТ. ВАГОН ТРАМВАЯ — ВЕЧЕР
Лиза забегает в остановившийся трамвай, лихорадочно дёргая застрявший в дверях раскрытый зонт. В доли секунды Лиза выхватывает взглядом единственного пассажира — ПОПУТЧИКА, с неприятной, подозрительной внешностью. Их взгляды встречаются.
НАТ. ОСТАНОВКА — ВЕЧЕР
Зонт вырывается, летит на остановку, Лиза выбегает за ним. Ветер доносит звон церковных колоколов, на который Лиза не обращает внимания. Налетевший ветер уносит зонт, трамвай дёргается, и она неуверенно поднимается в вагон.
Ветер несёт зонт по тротуару в сторону дома Лизы, мимо стоящего у машины Адвоката, мимо выходящего с чемоданом и букетом цветов из такси Луки.
Шофер, с нетерпением наблюдая за манипуляциями Водителя и дерганием трамвая, ругаясь, резко трогается. Его красная машина опасно близко пересекает путь трамваю, нарушая правила главной дороги.
ИНТ. ВАГОН ТРАМВАЯ — ВЕЧЕР
В вагоне два пассажира — Лиза и Попутчик, который сидит сзади неё. Лиза напряжена, об этом говорит её поза и выражение лица. Она украдкой наблюдает за отражением Попутчика в окне, пытается понять, что же в нём её так настораживает.
ГОЛОС ДИКТОРА
Аэропорт. Конечная.
НАТ. ПЕШЕХОДНАЯ ДОРОЖКА — ВЕЧЕР
Дождь. Вблизи уже видны огни вечернего аэропорта. По безлюдной дорожке, ковыляя, спешит промокшая Лиза. Фонари вдоль дорожки отбрасывают тени деревьев, тень самой Лизы. Неожиданно рядом появляется ещё одна тень, и тень Лизы, шарахнувшись от неё, бросается наутёк. Но страшная тень догоняет и набрасывает на голову убегающей что-то похожее на мешок.
ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА — КВАРТИРА ЛИЗЫ — ВЕЧЕР
Озадаченный Лука топчется на лестничной площадке, безуспешно пытаясь дозвониться по мобильному телефону.
ИНТ. ГАРАЖНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ — ВЕЧЕР
Старый, замусоренный, полутемный гараж с разбросанными инструментами и пугающими движущимися тенями в свете тусклой портативной лампы.
Тени постепенно принимают очертания людей, в которых мы узнаём борющихся на полу Лизу и Попутчика. В углу валяется грязный, дырявый матрас.
Слышен звук рвущегося платья, бусинки жемчуга рассыпаются, закатываясь в дырявый пол гаража.
Разъяренный с психически больным выражением лица Попутчик кидает полуобнаженную Лизу на матрас. Одной рукой удерживая за горло свою жертву, он снимает брюки. Наваливается на беспомощную, переставшую защищаться Лизу.
Страшное, больное лицо Попутчика полно удовольствия. В свете узконаправленного луча портативной лампы, его глаза кажутся горящими каким-то нечеловеческим светом.
Обмякшая, придавленная Лиза неожиданно приходит в себя, иступлено ища помощи в пустом гараже. Хватает лежащую рядом отвертку, тыкает ею в насильника. Его озверевшее лицо искажается, всё ближе и ближе нависает над лицом Лизы. Она в ужасе вонзает отвертку в глаз Попутчику.
Дикий, оглушительный женский вой, подобно вою смертельно раненному животному. Женский вой переходит в вой сирен полицейских машин. Вспышки яркого света.
Помещение наполняется людьми — работниками полиции. Вспышки света оказываются фотовспышками от фотоаппарата, — чьи-то руки фотографируют тело Попутчика. САНИТАРЫ на носилках уносят в бессознательном состоянии Лизу.
ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — КОМНАТА СВИДАНИЙ — ДЕНЬ
За столом в ожидании сидит Адвокат. Санитары заводят Лизу со следами на лице пережитого горя. Адвокат что-то говорит, но психически неуравновешенная, отстраненная от всего Лиза не слышит его. Она суетливо оглядывается по сторонам, ощущая себя раздетой, пристыжено прикрывается руками. Неожиданно Лиза начинает говорить: сбивчиво, всё время хватаясь за серебряный крестик на шее.
ЛИЗА
Это стыдно. Это было с моим телом. Его глаза светились. И сейчас светятся.
АДВОКАТ
Сейчас?
ЛИЗА
Да. Когда он приходит. Но я его больше не боюсь. Потому что я его убила.
АДВОКАТ
Вы знаете?!
ЛИЗА
Да. Мне не говорят. Но я знаю. Они здесь вообще ничего не говорят и мне запрещают. Но я говорю — ему. Когда он приходит. Он сам виноват, он первый! Он первый!
Лиза погружается в состояние душевного исступления. Её забирают Санитары.
ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — КАБИНЕТ ГЛАВВРАЧА — ДЕНЬ
В кабинете беседуют Адвокат и ВРАЧ — главврач психбольницы.
АДВОКАТ
У неё глубокое чувство вины. Ей нужна специальная психологическая помощь. Ей назначен психолог?
ВРАЧ
Она неконтактна. Все попытки специалистов упираются в её молчание.
АДВОКАТ
Она сказала, что ей запрещают говорить.
ВРАЧ
Я попробую сменить лечащего врача. То, что она сегодня заговорила, это большая удача. Некоторые специалисты считают, что ментальный возврат в стрессовую ситуацию приносит больному вред. Нет-нет, я не согласен с этим убеждением. Да, попробую сменить врача. Всё хотел спросить, вы который раз навещаете её… Вы родственник?
АДВОКАТ
Нет, адвокат.
ВРАЧ
Адвокат?!
АДВОКАТ
Я помогаю людям, когда они просят моей помощи.
ВРАЧ
Разве она просила?! Почему же мне не доложили, что больная вышла на контакт с внешним миром? Я думал, сегодня она впервые… А, догадался! Это тот молодой человек, который так часто посещает её, просил вас? Ну, знаете, в её случае адвокат не нужен. Хотя… убийство, всё-таки. Кстати, на всякий случай, — случаи бывают разные, сами понимаете, — дорого берёте?
АДВОКАТ
Бумажный эквивалент меня не интересует.
(выходя)
Да… когда захотите быть услышанным, не обязательно выходить на связь с внешним миром, внутренний — надежней.
ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — КАБИНЕТ ГЛАВВРАЧА — ДЕНЬ
В кабинете Врач и МЕДСЕСТРА. Оба смотрят в окно, наблюдают за выходящим из здания Адвокатом.
ВРАЧ
Проверьте картотеку. Это точно не наш бывший?
НАТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — БОЛЬНИЧНЫЙ ДВОР — ДЕНЬ
На лавочке в тихом месте сидят Адвокат и Лука.
ЛУКА
Я бы всё отдал, чтобы того дня не было. Я тогда нарочно отключил телефон. Знал, что звонить будет, она на редкость нетерпелива. Я в такси ехал — к ней. Там играла музыка. А по легенде, я летел над облаками. Сюрприз хотел сделать. Помогите ей, прошу вас. Не знаю, что вы можете сделать, но помогите.
АДВОКАТ
Это вы ей крестик принесли?
ЛУКА
Да. Она не верующая. А крестик носила. Хотя… совсем ни во что не верила, даже в приметы.
АДВОКАТ
А вы?
ЛУКА
Я верующий человек. У меня дед в храме дьяком служил.
(пауза)
Недалеко от её дома храм стоит, круглые сутки открыт. Служат там по отдельным дням, а посещать можно в любое время. Я там сейчас каждый день бываю. Знаю, что поздно стенать, но день и ночь бы на коленях Бога молил, только бы того вечера не было.
АДВОКАТ
День и ночь? Помилуйте, людям свойственно забывать свои обещания.
ЛУКА
Да, люди — народ неблагодарный и не верный, –как коты. Я своего кота другу оставил пожить на время. А прилетел, кот меня забыл. Собаки — другое дело.
АДВОКАТ
И коты разные бывают.
ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — ОДИНОЧНАЯ ПАЛАТА — ДЕНЬ
На кровати, зажав крестик в руке, в тихой истерике плачет Лиза.
ЛИЗА
Господи, ничего уже нельзя изменить, ни-че-го! Убийца! Убийца! Ненавижу себя! Кто-нибудь мне может помочь?! Эй, кто-нибудь…
НАТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — БОЛЬНИЧНЫЙ ДВОР — ДЕНЬ
На той же лавочке Лука и Адвокат. Неожиданно Адвокат встает.
АДВОКАТ
Извините, мне надо идти.
Лука провожает недоуменным взглядом Адвоката, который торопится в больницу.
ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — КОМНАТА СВИДАНИЙ — ДЕНЬ
За столом сидят Адвокат и немного пришедшая в себя Лиза.
АДВОКАТ
Тебе поменяли врача?
ЛИЗА
Да. Он хороший человек. Он разрешает мне думать.
АДВОКАТ
А о чем ты думаешь?
ЛИЗА
Я думала, много думала и вспомнила. Мне тогда было ужасно стыдно. И больно. А потом я почувствовала, как он вошел в меня. Чужой, не мой, я не хотела… Это было моим ужасным настоящим. Но это произошло. И в тот момент меня испугало моё будущее. Он уничтожал меня, а я думала о будущем. Нехорошо, да? У меня промелькнула мысль: а вдруг он заразный, вдруг у него СПИД? Я просто хотела защитить себя! Защитить! Защитить!
НАТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — БОЛЬНИЧНЫЙ ДВОР — ДЕНЬ
Из здания больницы выходит Адвокат. В окружающем пространстве продолжает звучать голос Лизы «защитить!».
ЛИЗА(ЗК)
Защитить…!
ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — ОДИНОЧНАЯ ПАЛАТА — ДЕНЬ
Санитары и Медсестра укладывают в постель бьющуюся в истерике Лизу. Медсестра пытается сделать укол. Лиза выворачивается. ЗЛОЙ САНИТАР выхватывает у Медсестры наполненный шприц, с размаху колит Лизу.
МЕДСЕСТРА
Осторожней с инъекцией!
(в сторону Лизы)
Вичинфицированная.
Смотрите штукатурка декоративная для внутренней отделки у нас. https://vkvadrate.ru как выбрать ламинат по цвету. Компания Кристалл предоставлении услуги по грузоперевозкам по всей территории России
Лиза слышит и теряет сознание.
ИНТ. ХРАМ — ДЕНЬ
В храме полная тишина, прихожан нет. Одиноко посреди зала стоит Лука, молится, читает молитву Ангелу-Хранителю.
ЛУКА
Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с Небесе данный!
ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — ОДИНОЧНАЯ ПАЛАТА — ДЕНЬ
В постели лежит Лиза. Её глаза закрыты, губы неподвижны. Но звучит её голос — как внутренний голос, который мы слышим. Голос Лизы произносит ту же молитву, что и Лука.
ЛИЗА
…на соблюдение мне от Бога с небесе данный!
ИНТ. ХРАМ — ДЕНЬ
Лука продолжает читать молитву, которую слышит находящаяся в палате Лиза и произносит следом за ним.
ЛУКА И ЛИЗА
Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави…
ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — ОДИНОЧНАЯ ПАЛАТА — ДЕНЬ
Лиза оставшуюся часть молитвы произносит одна.
ЛИЗА
…и на путь спасения направи.
Лиза открывает глаза.
ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — ОДИНОЧНАЯ ПАЛАТА — ДЕНЬ
По отделению в сторону палаты Лизы спешат Адвокат и Врач.
ВРАЧ
Мне сказали, вы ушли.
АДВОКАТ
Не успел. Срочно вызвали.
Врач подозрительно поглядывает на Адвоката. Подходят к палате Лизы.
ВРАЧ
Недолго, — после приступа она совсем слаба.
ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — ОДИНОЧНАЯ ПАЛАТА — ДЕНЬ
На кровати лежит разбитая приступом Лиза. Видя зашедшего Адвоката, она не скрывает недовольства.
ЛИЗА
Я не звала вас.
АДВОКАТ
Звали.
ЛИЗА
Когда?
АДВОКАТ
Только что.
ЛИЗА
Зачем вы приходите? Что вы можете изменить? Я даже не знаю вашего имени. Разве вы можете вернуть всё назад?
АДВОКАТ
Вернуть назад? Зачем?
Лиза вскакивает с кровати.
ЛИЗА
Чтобы всего этого не случилось! Если бы я могла вернуться в тот день, в тот вечер…
Лиза цитирует строчки из журнала.
ЛИЗА
«Если в определённый день у вас всё не ладится, оставьте всё, как есть. Три препятствия подряд говорят о том, что это не ваш день. Лучше не испытывайте судьбу».
АДВОКАТ
Почему же вы поступили иначе?
ЛИЗА
(не слыша вопроса)
Препятствий было ровно три. Сначала я подвернула ногу. Потом ключ. Зонт.
(с надрывом)
Верните меня в тот день! Верните! Я всё исправлю! Я обещаю!
АДВОКАТ
Людям свойственно забывать свои обещания…
ЛИЗА
Забыть?! Обещание?!… Нет, нет!
(прикладывает руки к груди)
Оно у меня здесь, во мне, оно — часть меня!
АДВОКАТ
Каждый из людей приходит в этот мир со своей задачей и… обещаниями. Потом забывает. Человек слеп, не видит очевидного, оно перед ним: вокруг столько подсказок, знаков, но он не хочет видеть, он — переступает и идет дальше.
ЛИЗА
Я научилась видеть! Да! Я научилась понимать! Я знаю о чем говорю!
(нарастающая истерика)
Верните меня! Я смогу! Я обещаю!
В палату заглядывает Злой Санитар. Адвокат показывает ему, что всё в порядке, и тот уходит.
Лиза с глубокой мольбой заглядывает Адвокату в глаза, кажется, они говорят глазами — их взгляд долгий, выразительный, многоговорящий. В зрачках Адвоката появляется отражение Лизы и расплывается…
ИНТ. КВАРТИРА ЛИЗЫ — ВЕЧЕР
В комнате «гламурный беспорядок». Жизнерадостная Лиза, общаясь с подругой по мобильному телефону, в приподнятом настроении примеряет наряды.
ЛИЗА
Сюрпризный момент обеспечен!
НАТ. АЭРОПОРТ — ВЕЧЕР
Моросящий дождь. Из здания аэропорта выходят Лука и его друг. Лука прощается с другом за руку, в то же время, общаясь по мобильному телефону.
ЛУКА
(по телефону)
Летим над облаками…
ИНТ. КВАРТИРА ЛИЗЫ — ВЕЧЕР
Лиза уже одетая в красное платье достаёт шкатулку с украшениями, вынимает жемчужные бусы. Тянется снять серебряный крестик, на пару секунд задумывается и всё же меняет крестик на бусы.
Надевает модельные туфли. Её взгляд цепляет строки в журнале, небрежно брошенном на кресле.
Лиза берет журнал, зачитывает вслух заинтересовавшую её фразу.
ЛИЗА
(читает строки в журнале)
…в этом случае не пытайтесь переломить ситуацию. Если в определённый день у вас всё не ладится, оставьте всё, как есть. Три препятствия подряд говорят о том, что это не ваш день. Лучше не испытывайте судьбу.
Лиза, недоверчиво пожимая плечами, возвращает журнал на место и направляется к выходу.
ЛИЗА
Три препятствия?
Договаривая фразу, Лиза тут же подворачивает ногу.
ИНТ. КВАРТИРА ЛИЗЫ — ПРИХОЖАЯ — ВЕЧЕР
На пуфике у двери сидит Лиза, растирая больную ногу и постанывая от боли. Взгляд перемещается на часы. Время: 19:45.
ИНТ. САЛОН ТАКСИ — ВЕЧЕР
В такси по радио заканчивается песня и начинает звучать новая, которая нравится Таксисту. Он включает радио на всю мощность. Сидящий на заднем сидении Лука собирается отключить телефон, но передумывает и оставляет его включенным.
ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА — КВАРТИРА ЛИЗЫ — ВЕЧЕР
Лиза с белым зонтом в одной руке неумело сражается с замком, в спешке пытаясь провернуть ключ. Ключ переламывается надвое, одной частью оставаясь в замке. В пустом тихом подъезде по лестнице вниз звонко падает вторая часть ключа.
Лиза сидит на ступеньке лестницы, достает телефон, но в последний момент передумывает звонить.
НАТ. ТРОТУАР ВДОЛЬ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ — ВЕЧЕР
Дорога с трамвайными путями. В нескольких метрах видна трамвайная остановка. Здесь же недалеко просматриваются церковные купала. Припускает дождь. С раскрытым зонтом, прихрамывая, Лиза пытается останавливать проезжающие такси.
На обочине припаркована старомодная машина. Из неё выходит АДВОКАТ.
АДВОКАТ
А надо ли торопиться, — погода нынче…
Лиза присматривается к нему.
АДВОКАТ
Может быть, Вы разрешите подвезти вас?
ЛИЗА
Вы такси?
АДВОКАТ
Нет.
ЛИЗА
(с сомнением)
Я не сажусь в незнакомые машины.
АДВОКАТ
И Вы совершенно правы! Так и стоит поступать! Но взгляните на меня: разве я похож на человека, которого стоит опасаться?
Адвокат пристально смотрит на Лизу, как будто глазами хочет сказать что-то очень важное. В ответ она с доверием всматривается в него, но…
По дороге проезжает трамвай, следующий к остановке. Лиза отрывает взгляд от Адвоката и бежит за трамваем, махая руками Водителю.
НАТ. ОСТАНОВКА — ВЕЧЕР
На линии второстепенной дороги выстроенные в ряд машины пропускают трамвай. Впереди колонны стоит красная машина, из которой Шофер наблюдает за ситуацией на перекрёстке. По главной дороге с остановки трогается трамвай. В зеркало заднего вида Водитель замечает ковыляющую и машущую ему Лизу, резко тормозит уже набирающий ход трамвай. От резкого торможения между рельсами и колёсами сыплются искры.
ИНТ. ВАГОН ТРАМВАЯ — ВЕЧЕР
Лиза забегает в остановившийся трамвай, лихорадочно дёргая застрявший в дверях раскрытый зонт. В вагоне в доли секунды Лиза выхватывает взглядом Попутчика. Их взгляды встречаются.
НАТ. ОСТАНОВКА — ВЕЧЕР
Зонт вырывается, летит на остановку, Лиза выбегает за ним. Ветер доносит звон церковных колоколов, на который Лиза не обращает внимания. Налетевший ветер уносит зонт, трамвай дёргается, и она поднимается в вагон.
ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА — ОДИНОЧНАЯ ПАЛАТА — ДЕНЬ
Лиза находится на том же месте, где была до своего «путешествия во времени». Она в ужасе осматривает палату, себя, пытаясь понять, что произошло.
ЛИЗА
Почему, почему я снова здесь?
АДВОКАТ
А вы хотели всё испытать ещё раз? Вы сели в трамвай.
ЛИЗА
Господи, почему я снова сделала это…?
АДВОКАТ
Всегда говорил, что людям свойственно забывать обещания.
Стук в дверь. В палату заглядывает Медсестра.
МЕДСЕСТРА
Вам пора уходить. Больной надо отдыхать.
Медсестра скрывается за дверью. Лиза становится на колени перед Адвокатом. Она дрожит всем телом, закрывая лицо руками. Адвокат поднимает её с колен, убирает от лица руки, заглядывает в глаза.
АДВОКАТ
Я больше не смогу к тебе приходить. Всё, что смог, я уже сделал. К сожалению, людям свойственно забывать…
В дверь громко, нетерпеливо стучат. Лиза, дрожащая, как стебелек, машет головой, отгоняя недоверие Адвоката. Вся её поза, её выражение лица — сплошная мольба. Она устремляется взглядом в глаза Адвоката, видя там единственное спасение. Как будто входит в них, не спрашивая, проникает физически. Она произносит слова глухим, надрывным шепотом, на последней фразе её отражение в глазах Адвоката растворяется.
ЛИЗА
Я обещаю, я обещаю, я обещаю…
НАТ. ТРОТУАР ВДОЛЬ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ — ВЕЧЕР
Лиза и Адвокат оказываются на том месте, где впервые встретились. Рядом припаркована старомодная машина.
Они продолжают смотреть друг другу в глаза тем же притягивающим взглядом, что и в палате. Из этого состояния её вырывает проезжающий в сторону остановки трамвай.
Лиза, боясь оторваться взглядом от глаз Адвоката, начинает отходить в сторону, сначала несмело, но потом переводит взгляд на трамвай и бежит за ним. Она на ходу машет руками Водителю трамвая, при этом оглядываясь на застывшего в печали Адвоката.
НАТ. ОСТАНОВКА — ВЕЧЕР
По главной дороге с остановки трогается трамвай. В зеркало заднего вида Водитель замечает Лизу, резко тормозит уже набирающий ход трамвай. От резкого торможения между рельсами и колёсами сыплются искры.
ИНТ. ВАГОН ТРАМВАЯ — ВЕЧЕР
Следующие действия происходят в замедленном движении: Лиза неуверенно заходит в остановившийся трамвай. Такое ощущение, что она сопротивляется какой-то силе, толкающей её в вагон. Она дёргает застрявший в дверях раскрытый зонт, съёжившись, смотрит на единственного пассажира — Попутчика. Их взгляды встречаются.
Зонт вырывается, летит на остановку, Лиза выходит за ним. Ветер доносит звон церковных колоколов. Лиза их слышит! Замирает. Слушает.
Ветер налетает, уносит зонт, трамвай дёргается, начинает отъезжать, но двери ещё открыты.
Ветер несёт зонт по тротуару к стоящему у машины Адвокату.
Слышен резкий звук. Все действия снова в обычном темпе. Мы видим, что трамвай столкнулся с красной машиной. К Водителю подходит Шофер, они о чем-то говорят, рассматривают небольшие повреждения и расходятся. Водитель садится за руль.
Попутчик через окно смотрит на Лизу, которая продолжает стоять перед открытой дверью, прислушиваясь к колоколам, которые звучат всё громче и громче. На лице Лизы смешение чувств, слёзы, сопротивление…
НАТ. ТРОТУАР ВДОЛЬ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ — ВЕЧЕР
У обочины возле своей старомодной машины стоит Адвокат, держа над собой пригнанный ветром, раскрытый белый зонт Лизы.
Из такси с цветами и чемоданом выходит Лука.
Адвокат поворачивает голову в направлении трамвайной остановки. Лука, как будто что-то чувствуя, останавливается, смотрит в ту же сторону.
По пешеходной дорожке в сторону дома идет Лиза. На лице слезы, смешавшиеся с дождем, на ветру красиво развивается красное платье, на шее жемчужные бусы, под которыми… мы замечаем серебряный крестик.
Адвокат смотрит на встретившихся Лизу и Луку. Лука вытирает слезы Лизе, они счастливы. Наконец, они замечают Адвоката. Лиза подходит к нему, смотрит глубоко в глаза и произносит всего одну фразу.
ЛИЗА
Я обещала.
Лиза и Лука уходят, взявшись за руки в сторону дома Лизы.
Адвокат смотрит им вслед, они оглядываются, машут ему. Адвокат отвечает им — машет рукой, в которой держал зонт.
С зонтом в его руках происходят превращения: ручки зонта нет, лишь только купол над головой Адвоката. Купол принимает нечеткие очертания белой ауры — нимба. Адвокат уходит в противоположную сторону по самому краю дороги…
Лужи отражаются в свете фонарей, — игра света, дождь делают картину неясной.
Мы видим уходящего Адвоката, снова держащего в руках зонт, но в игре света купол его зонта становится нимбом и уже Адвокат отрывается от земли, идет над дорогой. Его фигура становится всё меньше, и только вдалеке, высоко на уровне деревьев белеет круг (нимб), который движется в сторону куполов храма.